Разработка системы заданий на основе теории и технологии СДО, способствующих формированию у учащихся умения выполнять задания ЕГЭ и ГИА
В 1. Чем хемосинтез отличается от фотосинтеза? 1)В этом процессе не участвует хлорофилл. 2)Источником водорода у ряда организмов служит водород. 3)Источником водорода служит вода. 4)В результате этого процесса выделяется кислород. 5)Для синтеза органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ. 6)Источником углерода служит углекислый газ.
Формируемые умения: 1.Формулировать определения основных биологических понятий 2.Анализировать биологические процессы и явления 3.Сравнивать биологические объекты и явления
Задание 1 Обобщите понятия хемосинтез и фотосинтез до ближайшего рода. Раскройте понятия по содержанию. Хемосинтез Фотосинтез окислительно- восстановительный процесс первичного синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ за счет энергии солнца Первичный синтез
Задание 2 Сформулируйте вопросы-суждения, позволяющие вскрыть существенные признаки понятий «хемосинтез» и «фотосинтез»? 1.Чем объяснить, что хемосинтез существует в природе наряду с фотосинтезом? 2.Как доказать, что хемосинтез и фотосинтез являются разновидностью автотрофного питания? 3.В каком случае организмы для синтеза органических веществ используют хемосинтез? 4.Каким образом организмы запасают энергию в ходе фотосинтеза (хемосинтеза)? 5.Вследствие чего хемосинтезирующие бактерии ограничивают существование аэробных организмов?
Задание 3 Сравните хемосинтез и фотосинтез, выделив у них общие и особенные признаки Общее: 1.Так же, как и фотосинтез, хемосинтез является способом автотрофного питания организмов. 2.Как фотосинтез, так и хемосинтез являются окислительно-восстановительным процессами. 3.Кроме фотосинтеза, ещё и хемосинтез восстанавливает углекислый газ до органических веществ. 4.Не только энергия фотосинтеза, а и энергия хемосинтеза запасается в организме в форме АТФ.
Особенное: 1.По сравнению с процессом фотосинтеза, который протекает в хлоропластах, хемосинтез протекает на выростах плазматической мембраны – мезосомах. 2.Если в реакции фотосинтеза источником водорода служит вода, то при хемосинтезе источником водорода является не только вода, но и неорганические соединения: сероводород, водород. 3.Сравнивая фотосинтез и хемосинтез, можно сказать, что только при фотосинтезе выделяется кислород. 4.В отличие от фотосинтеза, для протекания которого необходим хлорофилл, хемосинтез осуществляется без участия этого пигмента.
А 27 Молекула белка приобретает вторичную структуру за счет образования 1)гидрофобных связей между радикалами 2)пептидных связей между аминокислотами 3)связей с молекулами воды 4)водородных связей между NH- и СО- группами Формируемые умения: Определение сущностных характеристик изучаемого объекта
Задание 1. Раскрыть по содержанию понятия: «водородная связь», «радикал», «гидрофобность», «пептидная связь». Задание 2 а Составить карточку 1 «Вторичная структура белка». Задание 2 б Используя карточку 3, сравнить первичную и вторичную структуры молекулы белка.
А 2 На подготовительной стадии энергетического обмена расщепляются 1)аминокислоты 2)полисахариды 3)моносахариды 4)жирные кислоты А 28 На подготовительном этапе энергетического обмена в клетке энергия 1)аккумулируется в молекуле глюкозы 2)выделяется в виде тепла 3)расходуется на синтез молекул АТФ 4)используется в процессе деления клеток Средний % выполнения 2345 А А
А 15 Число σ-связей в молекуле пропионовой кислоты равно 1)11 (10%) 2)10 (43%) 3)9 (28%) 4)8 (19%) Средний % выполнения «2»«3»«4»«5» Непонимание природы двойной связи ХИМИЯ
Задание 1 Раскрыть по содержанию и объему понятие «ковалентная связь» Ковалентная связь – химическая связь, образованная посредством общих электронных пар, принадлежащих обоим связываемым атомам. I.По числу общих электронных пар: 1.1. Одинарная к.с Двойная к.с Тройная к.с. II. По направленности: 2.1. Сигма-связь 2.2. Пи-связь
Задание 2. Раскрыть по содержанию понятия «сигма-связь» и «двойная связь» Двойная связь – ковалентная связь, образованная двумя парами электронов Сигма-связь – ковалентная связь, направленная по линии соединения ядер связанных атомов.
Задание 3. Составить карточку 1 «Пропионовая кислота» 1.Что называется карбоновой кислотой? 2.Что считается пропионовой кислотой? 3.Что понимается под карбоксильной группой? 4.Что представляет двойная связь? 5.Что выражает электроотрицательность? 6.Что является сигма-связью? 7.Что такое пи-связь? 8.Каковы свойства пропионовой кислоты? 9.В чем заключается сущность кислотных свойств?
Задание 3. В форме умозаключения по аналогии ответить на вопрос-суждение : «Каким образом одинарная связь отличается от двойной связи?» Если одинарная связь образована одной парой общих электронов, то двойная связь образована двумя парами электронов. Если одинарная связь образована только сигма-связью, то двойная связь образована сигма- и пи-связью.
А 17 При восстановлении глюкозы образуется 1)кислота 2)сложный эфир 3)соль 4)спирт Средний % выполнения «2»«3»«4»«5» Незнание электронного строения функциональных групп и сущности процесса восстановления
Задание 1. Найти место глюкозе в системе понятий «Углеводы», дать полную характеристику. Глюкоза : По способности к гидролизу – моносахарид. По числу атомов углерода в молекуле – гексоза По природе функциональных групп – альдоза (альдегидоспирт) Задание 2. Раскрыть по содержанию понятия «восстановление», «окисление». Окисление Восстановление процесс, связанный с повышением степени окисления потерей электрона приобретением кислорода понижением степени окисления присоединением электрона потерей кислорода