ФГОС и государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» как основа разработки новых моделей успешной социализации детей и подростков Аржакаева Татьяна Анатольевна, заместитель директора по научно-методической работе ЦПМСС «Зюзино», канд.психол.наук, доцент, педагог-психолог
Нормативные документы для проектирования системы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» Цель программы - создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе Среди ожидаемых результатов программы: реализация образовательными учреждениями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО) Стандарт расширяет зону ответственности образовательных учреждений - теперь это не только образование, но и социализация подростков: так как направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности так как ориентирует на проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования так как определяет такие требования личностным результатам освоения обучающимися образовательной программы, как: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (социальные компетенции) способность ставить цели и строить жизненные планы
Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в ОУ Модель социализации детей и подростков в каждом образовательном учреждении обеспечивает: освоение обучающимися социального опыта, освоение ими основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, присвоение ими норм и правил общественного поведения. Новая задача для образовательного учреждения - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся. Результаты такого проектирования оформляются в Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования по таким направлениям: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Портрет выпускника основной школы как основа для проектирования новых моделей успешной социализации детей и подростков ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника - отобраны социально адаптивные характеристики: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования задает модель успешной социализации детей и подростков через: формирование уклада школьной жизни, создающего социальную среду развития обучающихся; приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; усвоение обучающимися нравственных ценностей и приобщение к культурным ценностям, приобретение опыта конструктивного социального поведения; формирование личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся
Условия разработки модели успешной социализации детей и подростков в ОУ проектируется в каждом ОУ под «свой» контингент внутри Основной образовательной программы (раздел Программа воспитания и социализации обучающихся) подразумевает оценку достижения запланированных в Программе воспитания и социализации обучающихся личностных результатов через мониторинговые процедуры ориентирована на системно-деятельностный подход (включение обучающихся в личностно значимой и общественно приемлемую деятельность) и использует интерактивные методы основывается на передаче социального опыта от взрослых детям через детей (волонтеры, медиаторы) по принципу «равный обучает равного» реализуется в рамках партнерства другими ведомствами и общественными организациями, сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ППМС-центрами включает в себя систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство) предполагает совместную работу классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Контакты: