Туловскова Галина Дмитриевна
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
Философы древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах рассматривали значение самостоятельности и активности ребёнка в овладении им знаниями. Например, Сократ считал, что самопознание есть путь совершенствования и развития личности и её способностей. Согласно Платону, достижение умственной деятельности является целью обучения.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает.
Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого- педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии». Дидактические основы активизации учения школьников
Задачей каждого преподавателя является: научить учащихся учиться самостоятельно заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Приёмы стимулирования познавательной активности
Информационные технологии предоставляют возможность: 1.Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; 2.Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; 3.Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения
Электронные энциклопедии Презентации Дидактические материалы Программы-тренажеры Системы виртуального эксперимента Программные системы контроля Обучающие игры и развивающие программы Электронные учебники и учебные курсы
1. Обеспечение наглядности 2. Контроль знаний 3. Разнообразие форм, методов проведения урока
Благодаря ИКТ активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления: работа с учащимися, находящимся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья имеющими пробелы в знаниях имеющими интерес к предмету при подготовке к олимпиадам профессионально ориентированными на специальности, связанные с предметом биологии
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Спасибо за внимание !