Насчитывается пять информационных революций: Первая из них связана с появлением устной речи (40-10 тыс. лет назад). Вторая с изобретением письменности (Финикия, 10 тыс. лет до н.э.). Третья связана с изобретением книгопечатания ( гг.). Четвёртая с изобретением электричества и средств транслирования информации на большие расстояния, а так же с появлением телеграфов(1847г.), телефонов(1870г.), радио(1895г.), беспроволочных телеграфов(1922г.) и телевидение(1930г.). Пятое с появлением цифровых информационных и телекоммуникационных технологий, компьютеров и компьютерных сетей, а так же интернета.
«Стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века». Население, с одной стороны, двигатель информационного прогресса, а с другой – основной потребитель его благ. Важнейшая предпосылка развития в стране информационного общества – наличие высокообразованной и высококвалифицированной рабочей силы, способной эффективно создавать и использовать информацию и знания. Человеческий капитал рассматривают теперь как самостоятельный фактор экономического роста. Ключевым показателем уровня развития социального компонента информационного общества можно считать Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Для оценки степени развития научного компонента целесообразно использовать показатель расходов на научные исследования (НИР) в процентах от валового внутреннего продукта(ВВП). В передовых странах, лидирующих в мире по уровню информатизации, расходы на научное исследование в среднем составляют 2-3% ВВП. В США на них выделяют 2,6% федерального бюджета. В России этот показатель в 2003г. был 1,28%. Максимальный процент расходов на научные исследования – в Израиле (4,93%). Критической точкой, за которой следует разрушение научной сферы страны, ЮНЕСКО считает 0,33%. В абсолютном исчислении почти половина общемировых расходов на научные исследования приходится на США.
Экономическая основа информационного общества- экономика знаний. В широком смысле под экономикой знаний подразумевают экономику, основанную на широком использовании информации, знаний и информационных и телекоммуникационных технологий. Существенные изменения претерпевает система управления экономикой. Происходит замена жёстких иерархических структур прошлого гибкими сетевыми горизонтальными структурами, способными быстро реагировать на изменения внешних условий. Это создаёт условия для всё большей глобализации и транс- национализации мировой экономики. По мнению многих исследователей, характерная черта информационного общества- его глобальный характер, обусловленный возможностями интенсивно распространяющихся информационных и телекоммуникационных технологий. Как говорится в Окинавской хартии глобального информационного общества, «все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества». Однако на сегодняшний день такого поистине глобального общества в мире нет. Некоторые исследователи( М. Кастельс, Д.Иванов и др.) отмечают в качестве одной из характерных чёрт информационного общества появление нового типа социальной поляризации, основывающегося на информационном неравенстве. Его обозначают термином «цифровой разрыв».
Цифровой разрыв имеет место на глобальном, региональном и национальном уровнях. Однако разрыв постепенно сокращается. В условиях глобализации развивающиеся страны имеют возможность заимствовать и адаптировать новые технология, не затрачивая времени и средств на их разработку(так называемое преимущество отставания- backward advantage). В настоящее время развивающиеся страны с разных уровней развития стартуют сразу на технологический уровень нового поколения. Таким образом, они имеют возможность развиваться революционно. Цифровой разрыв- не просто следствие социально- экономического неравенства, он и сам приводит к ещё большему неравенству в социальной сфере.
Смолянинова Ирина, учащаяся 10 класса МБОУ Молькинская СОШ ( учебный год)