Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера возникающие в иных областях государственной деятельности.
Административно правовая норма Гипотеза Санкция Диспозиция
o Гипотеза - часть административно- правовой нормы, содержащая указание на фактические условия реализации нормы. o Диспозиция - правило поведения предписываемое нормой. o Санкция - элемент административно- правовой нормы, содержащий указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.
Административно-правовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды, наиболее полно характеризующие нормы административного права и их юридические свойства.
Виды административно- правовых норм: общероссийские и территориальные межтерриториальные и местные регулятивные и охранительные срочные и бессрочные материальные и процессуальные Первый вид классификации* * В презентации представлено два вида классификации административно-правовых норм
определяет признак адресата деятельность органов исполнительной власти правовое положение государственных служащих основы функционирования государственных предприятий административно- правовой статус граждан организация и деятельность коммерческих структур
материальные и процессуальные деятельность органов исполнительной власти регулятивные и охранительные межтерриториальные и местные деятельность органов исполнительной власти
Виды норм МатериальныеПроцессуальные определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений закрепляют юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений динамика управленческих отношений
Виды норм обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие административно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреплены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение.
Структуры административного права (административно-правовых отношний) субъекты (участники); объекты (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.
Субъекты административно- правовых отношений лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно- правовое отношение.
Объектом административно- правовых отношений то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. объект вообще не является элементом правового отношения.
Две концепции воззрения на понятие «объект права» «монистическая» «плюралистическая» провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения
содержание административного правоотношения материальную (поведение субъектов) юридическую (субъективные права и юридические обязанности)
Юридические факты… Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права.
Спасибо за внимание