РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ПОДБОРУ ТЕМ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Городская научно-методическая конференция учителей географии Навой Анжела Вячеславовна учитель географии ГБОУ ЦО ноября 2012
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Что необходимо учитывать при выборе темы? проектаисследования УЧАЩИХСЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
УЧИТЕЛЬ ИНТЕРЕС ПОСИЛЬНОСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДБОРА МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ БЫСТРОТА ВЫПОЛНЕНИЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕНИК ИНТЕРЕС САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПО ПРЕДМЕТУ
Тематика исследовательской или проектной работы рождается на пересечении того, что предлагает учитель, и что выбирают дети УчительУченик
Корректно сформулированная тема Цели и задачи отражают тему Содержание работы соответствует теме работы Скорректировать формулировку темы работы можно на любом этапе исследования или проекта. Тема должна носить исследовательский, проблемный характер. Быть НЕ реферативной.
быть интересной для учащегося и руководителя иметь смысл, (предполагается, что работа по этой теме будет востребована самим учащимся или другими людьми) быть актуальной, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества быть конкретной (широкая тема может оказаться непосильной для её раскрытия в рамках учебного исследования) быть реализуемой в имеющихся условиях (по данной теме должно быть достаточное количество источников информации, требуемое оборудование и т.п. )
Исследовательские работы Мой календарь погоды: наблюдение изменения основных элементов погоды Изучение лесопарка … реки … Изучение окружающего школу пространства Проектные работы Сказки о минералах Гуси-лебеди Атлас сказочных земель Правила поведения на природе. Памятка. Составление плана «школьных земель».
Исследовательские работы Исследование отражения природных особенностей в народном фольклоре …(страны) Австралийская природа в поэзии аборигенов. По следам поисков капитана Гранта. О чем говорят названия европейских столиц. Исследование географических составляющих в названиях улиц района (Топонимика улиц). Старая (Владимирская) дорога – исследование изменений, произошедших за последние 100 лет. Проектные работы Записки путешественника (сборник) Африка – часть Старого Света на карте Джованни М. Контарини (карта) Памятные знаки нашего района. Культурное наследие нашего района (картосхема для школьного музея) Создание экологической тропы в … Италия во сне и наяву (видеофильм)
Исследовательские работы Исследование качественных изменений природного комплекса «… парка» под влиянием возрастающего антропогенного воздействия Изучение экологической ситуации (геоэкологической обстановки) в районе школы. Исследование достоверности описания (отражения) атмосферных процессов и явлений в литературе (опасных природных явлений в изобразительном искусстве) Проектные работы Дневник исследователя по отдельному району или городу (газета) Проект создания новых культурных ландшафтов (на примере своего района (эскизы сквера, детской площадки) Лирический словарик географии по описанию атмосферных процессов и явлений в литературе Проект создания туристического маршрута (по территории России)
Исследовательские работы Перспективы создания СЭЗ на территории РФ Исследование геодемографической ситуации своего района на основе переписи населения 2010 г. Демографичеcкий портрет школы на основе школьной переписи. Изучение географии продуктов питания, поставляемых в магазины в м/р школы География трудоустройства выпускников школы Оценка факторов пространственного размещения обслуживающих предприятий. Оценка рекреационных ресурсов и перспективы развития рекреационного хозяйства своего района. Проектные работы Проект создания новых объектов (например, городов, поселков, парков и т.д.) Выбор территории для создания новой столицы РФ Разработка экскурсий для школьного музея Подарок пятикласснику: проектирование кабинета географии нашей мечты
Выбор темы исследования или проекта – начальный, но ответственный этап
ВЫБОР ТЕМЫпроекта ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Что необходимо учитывать при выборе темы? исследования проектаисследования УЧАЩИХСЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ: