Организационная культура включает в себя набор ценностей, правил, норм, убеждений, традиций, стереотипов и поведенческих моделей, которые разделяются сотрудниками данной организации.
Внешние проявления: применяемая технология, использование пространства и времени, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуникации. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно интерпретировать! Как правило, они формируются руководством и доводятся до сведения всех сотрудников. Ценности формулируются в программных документах организации, являясь основным ориентиром в ее деятельности. Заданные ценности, которые могут быть явными или скрытыми, в свою очередь определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации. АРТЕФАКТЫ УСВОЕННЫЕ ЦЕННОСТИ БАЗОВЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ Видимые организационные структуры и процессы (трудно расшифровать) Стратегии, цели, философия (усвоенное обоснование) Неосознанные, принимаемые на веру убеждения, восприятие, идеи и чувства (конечный источник ценностей и действий)
Главной целью диагностики оргкультуры является создание инструментария и базы для принятия управленческих решений в сфере текущих задач бизнеса, в сфере стратегических задач, а также для прогнозирования потенциала компании в ситуации изменений.
1. Определение предмета диагностики 2. Определение объекта диагностики 3. Выбор стратегии измерения. Разработка методического и практического инструментария. 4. Проведение измерения. 5. Анализ полученных характеристик оргкультуры, определение её типа. 6. База для прогноза и принятия управленческих решений. Разработка комплекса мероприятий. Прогнозирование возможных проблем в сфере управления персоналом и в целом на работе предприятия.
Стратегии изучения оргкультуры Холическая стратегия Метафорическая (языковая) стратегия Количественная стратегия А теперь о каждой по подробней…
Предполагает глубокое погружение исследователя в культуру и действие в ней как консультанта или даже члена коллектива. Основная цель исследователя – стать «своим человеком», а затем использовать весь арсенал средств наблюдения и получения информации.
Заключается в изучении образцов действующих нормативно-методических документов; документов, регламентирующих систему отношений и обмена информацией между различными звеньями организации; отчетности, а также стереотипов общения в компании, сленга, гимнов и девизов компании.
Предполагает использование опросов, анкетирования, интервью, фокус-групп и других подобных методов. Преимущества опросников состоят в том, что они позволяют за короткий срок охватить все слои организации и получить объективную картину ценностей и установок людей.