СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Страдательные причастия настоящего времени Повторение изученного материала Повторение изученного материала Изучение нового материала Изучение нового материала Трениро- вочные задания Трениро- вочные задания Тест Подведе-ние итогов урока Подведе-ние итогов урока Рефлексия
- Что называется причастием? - Назовите суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. - Что называется причастным оборотом?
Причастие Свойства глагола Свойства прилагательного 1. Время1. Значение 2. Вид2. Изменение 3. Возвратная форма 3. Роль в предложении Умей отличать причастие от других частей речи
Причастие Действительные причастия Действительные причастия Страдательные причастия Настоящего времени Прошедшего времени Настоящего времени Прошедшего времени -вш-, -ш- -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им- -нн-,-енн-,-т-
ФОРМУЛА ОБРАЗОВАНИЯ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Основа переходного глагола несовершен - ного вида -ем-(-ом-) -им- Страдательные причастия настоящего времени
Изуча(ть) -ем- изучаемый Виде(ть) - им- видимый
Страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола 1 спр - ем- (-ом-) образовано от глагола 2 спр - им-
ВЫВОД: При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
КАРТОЧКА 1 (ПРОВЕРКА) Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубокой ложбине Далёкий неумолкающий гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, нарушает тишину утра. Вдруг он выскочил, встревоженный неожиданным нападением на стадо огромной стаи волков.
КАРТОЧКА 2 (ПРОВЕРКА) Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами. 3 грамматические основы 1) 1,2,3 3) 1,2,5 5) 1; 2) 2; 3) 3; 4)4 2) 1,4,5 4) 2,3,5
Издава…мый Освеща…мая Наруша...мый Прерыва...мый Слыш...мый Различа...мый Вид…мый Движ...мый Непроница...мый Гон…мый Уважа...мый Перевод...мый Е или И
Издава е мый Освеща е мая Наруша е мый Прерыва е мый Слыш и мый Различа е мый Вид и мый Движ и мый Непроница е мый Гон и мый Уважа е мый Перевод и мый Издава е мый Освеща е мая Наруша е мый Прерыва е мый Слыш и мый Различа е мый Вид и мый Движ и мый Непроница е мый Гон и мый Уважа е мый Перевод и мый Е или И
Подумай и ответь! Обижать – Привозить – Разбить – Дремать - Образуйте от глаголов все возможные формы причастий. обижающий, обижавший, обижаемый, обиженный; привозящий, привозивший, привозимый, привезённый; разбивший, разбитый; дремлющий, дремавший.
ИГРА «КОРРЕКТОР» ИСПРАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Цветы, обучаемые на уроке, красивы. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим. Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь. Тучи, редактируемые корректором, обещали дождь. Повесть, поливаемая садовником, известна всем. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее. Дети, купленные в зоомагазине, станут грамотнее.
ИГРА «КОРРЕКТОР» ИСПРАВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Ухажёр, назначивший даме свидание, не пришёл на встречу. Ухажёр, назначивший даме свидание, не пришёл на встречу. Цветы, поливаемые садовником, красивы. Цветы, поливаемые садовником, красивы. Тучи, гонимые ветром, обещали дождь. Тучи, гонимые ветром, обещали дождь. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим. Попугай, купленный в зоомагазине, оказался говорящим. Повесть, редактируемая корректором, известна всем. Повесть, редактируемая корректором, известна всем. Дети, обучаемые на уроке, станут грамотнее.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Знач..т … Собира..т … Мысл..т … Посыла..т … Ободря..т … Привод..т … Люб..т …
Знач.И.т значИмый Собира.Е.т собираЕмый Мысл.И.т мыслИмый Посыла.Е.т посылаЕмый Привод.И.т приводИмый Ободря.Е.т ободряЕмый Люб.И.т любИмый
ИТОГ УРОКА: С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-, -им- пишется: буква е, если … буква и, если …
На уроке мне было комфортно и всё понятно. На уроке немного затруднялся, не всё понятно. На уроке было трудно, ничего не понял (а).