Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования СОБОЛЕВ Александр Борисович
Векторы реформ ВПО РФ 2012 конкурентное позиционирование российских вузов в международном пространстве высшего образования инфраструктурная модернизация в интересах развития экономики знаний и инновационного общества современная образовательно- технологическая политика изменение подходов к формированию и распределению контрольных цифр приема граждан независимая оценка качества образования
Структура сети вузов РФ (по типу государственной поддержки) Региональное развитие Реиндустриализация Региональное развитие Реиндустриализация Федеральные университеты, (МГУ, СПбГУ) Национальные исследовательские университеты Вузы, реализующие программы стратегического развития Остальные вузы Лидерство в науке 985
Госпрограмма развития системы ВПО: перспективная структура системы высшего образования 5-15 ведущих исследовательских университетов c компактными кампусами и обеспечивающими международные стандарты для студентов и профессорско-преподавательского состава Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Вузы - отраслевые лидеры с сильным исследовательским ядром (сосредоточение в компактных кампусах) Многопрофильные инфраструктурные вузы, обеспечивающие потребности экономики регионов Вузы, обеспечивающие потребности граждан в общем (гуманитарном) высшем образовании со значительной долей обучающихся на платной основе Инфраструктурные вузы Вузы общего высшего образования Глобальные университеты (международный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Отраслевые вузы – лидеры (национальный уровень) Вузы, обеспечивающие локальный рынок (региональный и муниципальный уровни)
Формирование современной структуры сети вузов Определение группы вузов- лидеров обеспечение вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов развитие и поддержка сети ведущих университетов (МГУ, СПбГУ, федеральных и национальных исследовательских университетов), повышение эффективности реализации их программ развития Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования мониторинг эффективности деятельности государственных вузов разработка и реализация программы реорганизации неэффективных вузов и филиалов
Распределение вузов по группам (без вузов Москвы и С.-Петербурга ) Мониторинг деятельности вузов
Распределение филиалов по группам Мониторинг деятельности вузов
8 РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Приняло участие всего 502 вуза и 930 филиалов, из них 44 педагогических вуза и 37 филиалов 44 педагогических вуза 31 вуз с признаками неэффективности 1 группа группа группа филиалов педагогических вузов 29 филиалов с признаками неэффективности 1 группа группа - 83 группа - 21
возрастной состав учительства. низкий процент выпускников педагогических специальностей, которые приходят в школу дисбаланс потребности в педагогических кадрах и системы подготовки педагогов несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогов требованиям, которые предъявляются к педагогическим кадрам в связи с переходом на ФГОС недостаточно высокий уровень подготовленности управленческих кадров, руководителей образовательных учреждений несоответствие содержания ФГОС СПО и ВПО современным методическим и технологическим требованиям к преподавателю 9 ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержательно- технологическая перестройка 10 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перестройка сети образовательных учреждений Модернизация ФГОС Совершенствование образовательных программ и образовательных технологий Опережающее повышение квалификации Разработка программ развития образовательных учреждений, подлежащих оптимизации Реорганизация неэффективных образовательных учреждений