ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 491 «МАРЬИНО» ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ , Москва, ул. Маршала Голованова, дом 6 Тел Доклад Тема: « Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников» Выполнила воспитатель ЦО491 «Марьино» Виноградова Галина Константиновна Москва 2011
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. ("Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова) Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. ("Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова)
Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Я.А. Коменский Иоган Гербарт Генрих Песталоцци Л.Н. Толстой Н.К. Крупская К.Д.Ушинский В.И. Логинова А.С. Макаренко В.Г. Нечаева Б.Т. Лихачев и т.д.
гуманное отношение к окружающему миру любовь к родной семье, родному дому, к Родине уважение к людям разных национальностей уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации)
Методы нравственного воспитания – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка. Обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. - метод приучения (к положительным формам общественного поведения); - пример взрослого или других детей; - наблюдения; - показ действия; - метод организации деятельности (совместный, коллективный труд детей, игра ) - убеждение; - положительный пример; - поощрение, наказание. Направлена на формирование нравственного представления - беседы на этические темы; - чтение художественной литература и рассказывание; - рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов; - убеждение; - положительный пример; - поощрение, наказание.
Условия для эффективного использования методов: Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Методы следует применять тактично, учитывать степень сложности формируемого качества. Применение методов воспитания требует терпения и терпимости. Методы применяются не изолированно, а во взаимосвязи.
Средства нравственного воспитания Художественная литература (способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений) Природа (дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, способствует в формированию уверенности в себе) Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная литература) Окружающая ребенка обстановка (активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств)
Ребенку нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. Важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.
В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.