2012 г ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ воспитателя Парневой Залии Флянилевны по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -7 лет с общим недоразвитием речи».
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ Отечественный физиолог В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества. Углубленная работа в этом направлении на современном этапе остаётся своевременной и актуальной.
ЦЕЛЬ Создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей 5-7 лет общим недоразвитием речи к овладению письмом.
ЗАДАЧИ способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей. формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, ориентация на примере собственного тела. формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.
Э ТАПЫ РАБОТЫ изучение психолого-педагогических основ развития у детей старшего дошкольного возраста мелкой моторики рук, изучение существующего опыта (методики, технологии и т.п.) проведение диагностики мелкой моторики, обработка первичных данных, определение уровня развития мелкой моторики рук каждого ребёнка на момент обследования, анализ диагностики. разработка и проведение практических мероприятий анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.
Игры с различным материалом
Игры – планшеты с пуговицами и разными застёжками
Художественное творчество
Использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.
О РГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности, во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром, во время логочаса, и вечернее время), в свободной самостоятельной деятельности. Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
О РГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ Работа семьёй включает: Формирование у родителей мотивации к работе с детьми - индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных. Участие родителей в практикумах, мастер- классах, где они знакомятся с методами и приёмами работы.
А НАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учебный год. Старшая логопедическая группа учебный год. Подготовительная к школе логопедическая группа
Сравнительный анализ развития мелкой моторики рук за два года.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД шире применять в процессе непосредственной образовательной деятельности по областям «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», изготовление поделок, творческие задания, посредством которых будет развиваться ручная умелость, так как это исключает переутомление и помогает поддерживать активность ребёнка в ходе всей образовательной ситуации; дополнить содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через искусство «оригами»; больше уделять внимание нетрадиционным техникам рисования: «Ниткография», «Бумажные комки», «Бумажные шарики», «Точечный рисунок», «Рисование штрихом», лепка из солёного теста и др.; разнообразить формы и методы работы с родителями, для того, чтобы из пассивных зрителей превратить их в ещё более активных участников обучающего процесса.
КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала: совершенствованию мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой; совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела); совершенствованию активной речи, словарного запаса; совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; совершенствованию навыков учебной деятельности.