Тема урока:
Цели и задачи: 1. Сформировать у учащихся понятия «река», «исток», «устье», «русло», «речная система», «бассейн», «водораздел», «речная долина», «притоки», «пороги», «водопады», «питание реки» и его виды. 2. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами атласа, контурными картами, текстом учебника. 3. Продолжить работу по описанию географического объекта(реки) с помощью плана.
Оборудование: Физическая карта мира, России, атласы, контурные карты, схемы образования водопада и порога, рисунки учебника, карточки с домашним заданием (тест по теме: «Подземные воды»).
Ход урока: 1. Проверка домашнего задания (тест). 2. Изучение нового материала (вступительное слово учителя, выполнение учащимися заданий, работа с картами атласа, текстом учебника,физической картой мира, России, др.). 3. Закрепление полученных знаний (тест, кроссворд). 4. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.
Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня.
Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении -русле реки.
Приток(и) Речная долина Устье Русло Пойма Исток
Строение речной долины
Термины Река - поток воды, текущий в выработанном им углублении- русле реки. Исток - место начала реки. Устье - место, впадения реки в море, озеро, другую реку. Русло - углубление, по которому течет река. Речная долина - более широкое углубление, на дне которого обычно расположено русло реки. Речная система - главная река со всеми притоками. Пойма - часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки. Приток - река, которая впадает в большую реку. Бассейн – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны.
Задание 1 Пользуясь атласом, определите, где находится исток рек : а) Нил; б) Инд; в) Волга. Ответы запишите в тетрадь.
Задание 2 Пользуясь картой России в атласе, определите, где находятся устья рек: а) Волга; б) Ангара; в) Обь. Ответы запишите в тетрадь.
Ледниковое Подземное Снеговое Смешанное Дождевое
Реки Равнинные Горные
Пороги и водопады Высочайшим в мире считается водопад Анхель,его высота м. Водопад Анхель находится на р.Чуруми - притоке р.Каррао (басcейн р.Ориноко) в Южной Америке, в Венесуэле. Анхель в переводе на русский язык означает Анхеля, индейцы же называли водопад Апемей или Девичья бровь. Анхель открыт недавно - в 1953 г. Он расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков земли
Самые- самые… Самая длинная река мира – Нил.(6671 км.) Самая многоводная река мира – Амазонка.(Пл.басс.7180 т.кв.км. Свыше 500 притоков.) Самая длинная река России – Обь с Иртышом( 5410 км). Самая многоводная река России- Енисей.(Пл.басс.2580 т.кв.км. Длина км.
Кроссворд 1 по теме: Кроссворд 2 по теме:
Тест по теме Тест по теме :
Домашнее задание: 1.Опишите географическое положение Волги, Амазонки, Нила, пользуясь таблицей после параграфа.(с.94) 2.На контурных картах подпишите реки, указанные в тексте параграфа. Красным карандашом обведите границы, указанные в тексте параграфа.
Содержание: Школа 12 География 6 класс Тема урока : «Реки» Цели и задачи Оборудование Ход урока Загадка Части реки Термины Задание 1 Задание 2 Питание реки Реки : равнинные и горные Пороги и водопады Самые-самые… Кроссворд Тесты Домашнее задание Фото, картинки
Литература: 1. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Волгоград.: Учитель, с. 2. Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой « Начальный курс географии. 6 кл.». М.: Издательство «Экзамен», с. 3. Современный урок географии. Часть 1:Методические разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, с. 4. Чичерина О.В. Тематический контроль по начальному курсу географии. М.: Интеллект – центр, 2000 – 88 с. 5. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география : Книга для учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, с.: ил. – («Занимательные уроки»). 6. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии : Пособие для учителя. – М.: Просвещение, с загадок. Пособие для родителей и педагогов./Сост. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: « Академия развития», с., ил. 8. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.- 4-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, – 174 с.: ил., карт.
Спасибо за внимание!