«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Подготовила: Донченко Л.В Классный руководитель 8 класса МОУ Абганеровская СОШ
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: 1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка; 2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье; 3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности
РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ЛЮБВИ ТЕПЛА ОДОБРЕНИЯ ЗАБОТЫ ПОДДЕРЖКИ ПОХВАЛЫ ПОНИМАНИЯ НЕЖНОСТИ УЛЫБКИ
Типы воспитания, которых следует избегать 1. «КУМИР СЕМЬИ» 2. «ГИПЕРОПЕКА» 3. «ГИПООПЕКА» 4. «ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» 5. «ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» 6. «В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ»
«КУМИР СЕМЬИ» Ребенок обожаем, любим Ребенок обожаем, любим Любая прихоть ребенка – закон Любая прихоть ребенка – закон Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты» Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты» Растет капризным, своевольным эгоистом Растет капризным, своевольным эгоистом Освобожден от всех обязанностей Освобожден от всех обязанностей
«ГИПЕРОПЕКА» Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей Растет безвольным, трудности в общении Растет безвольным, трудности в общении
«ГИПООПЕКА» Ребенок предоставлен сам себе Ребенок предоставлен сам себе Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются Внушают лишь подчинение Внушают лишь подчинение Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
«ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
«В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ» Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего Ждет сочувствия и сострадания от всех Ждет сочувствия и сострадания от всех С трудом приспосабливается к действительности С трудом приспосабливается к действительности
ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ к самым близким и дорогим людям – моим родителям Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила это все, что имеет значение. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила это все, что имеет значение. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы». Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы». Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних, Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних, Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
Советы родителям СОВЕТ 1 Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях. – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной Уделяйте ему больше свободного времени Уделяйте ему больше свободного времени Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах СОВЕТ 2
СОВЕТ 3 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами
СОВЕТ 4 Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их Слушая ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
СОВЕТ 5 Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни
В заключении хочется дать несколько рекомендаций родителям, чтобы они могли добиться в воспитании желаемых результатов: - Ребенок – это уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми. Необходимо ценить индивидуальность своего ребенка, поддерживать и развивать ее. - Воспитание – это не свод правил, а искусство диалога с ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста. - Необходимо проникаться чувством искреннего уважения к тому, что создается ребенком, восхищаться его самостоятельностью. - Деликатность, терпимость и такт – вот основа всех взаимоотношений с детьми. - Воспитание школьника без союза с учителем обречено на провал. В заключении хочется дать несколько рекомендаций родителям, чтобы они могли добиться в воспитании желаемых результатов: - Ребенок – это уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми. Необходимо ценить индивидуальность своего ребенка, поддерживать и развивать ее. - Воспитание – это не свод правил, а искусство диалога с ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста. - Необходимо проникаться чувством искреннего уважения к тому, что создается ребенком, восхищаться его самостоятельностью. - Деликатность, терпимость и такт – вот основа всех взаимоотношений с детьми. - Воспитание школьника без союза с учителем обречено на провал.
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ: «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?» «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?» ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ: «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?» «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?» КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: Заглянув в мир ребенка, мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть
РЕФЛЕКСИЯ - Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня? - Появилось ли желание обсудить некоторые вопросы с ребёнком? - Что было самым неожиданным? - Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?