Конкурсу «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» 20 лет Конкурс «Учитель года» появился благодаря инициативе «Учительской газеты» и проводится непрерывно с 1990 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Профсоюза работников образования и науки. За два десятилетия только в финале педагогического состязания приняли участие более человек, на разных в конкурсных мероприятиях блеснули десятки тысяч российских учителей. На всех этапах конкурс поддерживается всеми ветвями власти.
Все победители конкурса «Учитель года» Михаил Стародубцев (2008) Александр Сутормин (1990) Валерий Гербутов (1991) Артур Заруба (1992) Олег Парамонов (1993) Михаил Нянковский (1994) Зинаида Климентовская (1995) Екатерина Филиппова (1996) Владимир Ильин (1998) Виктор Шилов (1999) Алексей Крылов (2001) Игорь Смирнов (2002) Игорь Карачевцев (2003) Евгений Славгородский (2004) Иван Иоголевич (2005) Андрей Успенский (2006) Дмитрий Гущин и Анна Мехед (2007) Александр Глозман (1997) Владимир Морар (2000)
Победитель конкурса «Учитель года России» 2009 станет известен уже в октябре
Финалистов конкурса «Учитель года России» 1999, 2002 и 2006 годов приветствовал Владимир Путин Владимир Путин приветствует Виктора Шилова, «Учителя года – 1999»
В этом году финал пройдет по новым правилам, призванным усилить общественно- гражданскую составляющую в профессии учителя. Порядок его проведения поможет открыть таких лидеров в учительской среде, которые олицетворяют все самое ценное в педагоге. Конкурсные мероприятия транслируются в Интернете в режиме реального времени. Предусматривается система голосования интернет-аудитории. «Учитель года России» 2009
Модель проведения конкурса «Учитель года России» 2009
ПЕРВЫЙ ТУР принимают участие все участники финала конкурса. - педагогический совет. - методический семинар; - учебное занятие; - классный час; - родительское собрание;
«Методический семинар» (регламент до 20 минут, включая ответы на вопросы). Устное представление конкурсантом своего профессионального опыта, сформировавшегося при взаимодействии с коллегами, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения и представителями других сфер. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - умение анализировать и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности; - общая и профессиональная эрудиция; - культура публичного выступления; - умение взаимодействовать с аудиторией.
«Учебное занятие» (регламент 40 минут, включая 10 минут для анализа занятия и ответов на вопросы). Проведение учебного занятия с учащимися. Занятие отражает метапредметный подход и междисциплинарные связи, демонстрирует умения учителя формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - глубина и оригинальность раскрытия темы; - умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний; - умение организовать взаимодействие учащихся между собой; -умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся; - глубина и точность анализа учебного занятия и рефлексии своей деятельности.
«Классный час» (регламент до 20 минут) Обсуждение с учащимися актуального для них вопроса в режиме импровизации. Список возможных тем учебных занятий и состав учебной группы определяются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Конкретный вопрос для обсуждения на классном часе выбирают ученики на основе списка возможных вопросов непосредственно перед началом классного часа. В начале классного часа представитель учащихся называет вопрос, выбранный группой. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - глубина и воспитательная ценность организованного обсуждения; - умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; - умение организовывать взаимодействие учащихся между собой ; - умение слушать, слышать и понимать позиции учеников, адекватно и педагогически целесообразно реагировать на них; - умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов.
«Родительское собрание» (регламент до 20 минут). Обсуждение педагогической ситуации. В дискуссии участвует группа учителей и родителей. Порядок формирования групп учителей устанавливается с учетом предложений участников финала конкурса, сформулированных на установочном семинаре. Тему родительского собрания задает видеоролик, в котором демонстрируется педагогическая ситуация, требующая принятия решения. Видеоролики распределяются между группами случайным образом и впервые демонстрируются в начале проведения родительского собрания. Учителя и родители совместно обсуждают педагогическую задачу, ищут пути ее решения. К концу родительского собрания должно быть сформулировано предлагаемое решение. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - умение выявить и сформулировать педагогическую проблему; - умение найти и предложить пути решения; - умение взаимодействовать с коллегами и родителями; - участие в принятии коллективного решения.
«Педагогический совет» (регламент до 30 минут, включая ответы на вопросы) Разработка, представление и защита педагогического проекта в группах (7 10 человек). Формирование групп и определение тем проектов осуществляются участниками финала конкурса на установочном семинаре. Разработка педагогических проектов до финала конкурса ведется в режиме взаимодействия участников в сети Интернет. В рамках финала конкурса проходит представление и защита проектов. Определяются и отмечаются лучшие проекты. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - актуальность темы, социальная значимость проекта; - целостность подхода; - оригинальность идей и содержания; - разработанность и реалистичность ресурсного обеспечения проекта; - возможность распространения (тиражируемость проекта); - культура представления проекта; - качество взаимодействия с аудиторией; - вовлеченность участников группы в разработку и защиту проекта.
ВТОРОЙ ТУР участвуют лауреаты конкурса (15 человек) - мастер-класс; - открытая дискуссия; - формулирование миссии победителя конкурса.
«Круглый стол» образовательных политиков» (регламент 40 минут) Беседа на актуальную тему с участием представителей Министра образования и науки Российской Федерации. Тема «круглого стола» (в соответствии с девизом конкурса) определяется Оргкомитетом конкурса не позднее 1 сентября текущего года. !!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: - знание и понимание современных тенденций развития образования и общества; - масштабность, глубина и оригинальность суждений; -аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений; - умение предъявить свою позицию. ТРЕТИЙ ТУР принимают участие победители конкурса (5 человек)