Как учить детей беречь здоровье. Режим дня.
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Т. Карлейль
Если принять уровень здоровья за 100%, то: 20% здоровья зависит от наследственных факторов 20% от факторов внешней среды 10% от деятельности системы здравоохранения остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
1. Постановка и решение задач Современному школьнику постоянно не хватает времени. Процесс обучения в школе очень насыщенный. Бывают дни, когда и в школе все в порядке, и дома – школьник успел сходить в кино, прочитать интересную книгу и т. п. А бывают и другие дни. Например, в выходной день поздно встал, не успел на тренировку, за уроки взялся поздно вечером. Настроение плохое, и весь день испорчен. В таких случаях говорят, что не соблюдаете режима дня. Что же такое режим дня? Реально ли выполнение строгого режим дня?
Экспресс - опрос 1.Считаете ли вы необходимым условием успешного обучения вашего ребенка выполнение им режима дня? 2.Ваш ребенок встает сам или вы его будите? 3.Он встает охотно или с трудом? 4.Как вы на это реагируете? 5.Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка? 6.Делает ли ваш ребенок зарядку? 7.Являетесь ли вы для него в этом примером? 8.Позволяете ли вы ребенку увлекаться телевизором? 9.Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе? 10.Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете? 11.Как долго по времени делает уроки ваш ребенок? 12.Каков ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка? 13.Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себе здоровым и бодрым?
Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит прежде всего от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем потребности в здоровом образе жизни. Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом», - говорили в древности
П ОЧЕМУ РЕЖИМ ДНЯ ТАК ВАЖЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ? Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.
к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей Неправильное чередование различных видов деятельности: сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят: снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.
Основные компоненты режима дня школьника сон пребывание на свежем воздухе (прогулки) учеба в школе и дома игровая деятельность по интересам отдых по интересам личная гигиена питание помощь по дому
Правильно организованный режим дня создает интерес к учебной деятельности способствует нормальному развитию ребенка сохраняет здоровье создает ровное, бодрое настроение создает интерес к творческой деятельности
Сон - это расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпание отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
Сокращение продолжительности сна школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил.
С ОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ : Школьник должен спать в сутки не менее часов, включая как ночной, так и дневной сон. Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного отдохнуть. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна °С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
Питание - это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т. д. Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела). Жиры (запасной источник энергии). Углеводы (обеспечивают нас энергией). Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Стараться избегать чрезмерного употребления таких продуктов как: сдобные хлебные и кондитерские изделия мороженое шоколад, шоколадные конфеты жареные продукты
Режим дня школьника [7]
Гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки (в астрономических часах) [8].
Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма ребенка. Выполнение уроков и прием пищи всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1 -1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3-3,5 часов).
В котором часу ты встаёшь? В котором часу ты идёшь спать?
Как долго ты делаешь уроки?
НЕЛЬЗЯ: Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов. Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры. Ругать ребенка перед сном. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.