Как подготовить и провести родительское собрание Проблема
Родительское собрание это одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого – педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Формы родительских собраний Родительский лекторий Конференция по обмену опытом Диспут-размышление по проблемам воспитания Встреча с администрацией, учителями класса
Алгоритм подготовки родительского собрания: 1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает: -возрастные особенности детей -преобладание типов семей -уровень образованности и заинтересованности родителей -проблемы классного коллектива -цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой
2. Подготовительная работа -изучение научно-методической литературы -анализ документации -проведение микроисследования -определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников -объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся
-запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания -приглашение родителей и других его участников -привлечение к его подготовке членов родительского комитета -оформление и оборудование места проведения собрания
Как пригласить родителей на собрание? Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей Звонок по телефону Использование дружеских связей родителей Приглашение на отдельном листке с указанием темы Индивидуальное приглашение, набранное на компьютере Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению Стихотворная открыточка Приглашение с помощью родительское комитета
3. Рекомендации по проведению родительского собрания: -оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе -оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. -оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Как начать собрание и расположить родителей к разговору? Использование цитат, эпиграфов Поприветствовать и поблагодарить родителей Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка) Знакомство родителей с проблемой и регламентом По-особому (необычно) рассадить родителей Выставка творческих работ учащихся Реклама педагогической литературы Видеоролик о жизни класса или выступление детей Начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей Отметить работу родительского комитета Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме Выразить радость от общения с родителями и их детьми
Структура проведения родительского собрания 1. Информация общего характера (изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
2.Анализ развития детей за определенный период: -личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик) -учебная деятельность ( уровень мотивации, достижения, проблемы)
3. Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого- педагогической компетентности)
Внеучебная проблема -выделяем существующую (возникшую) проблему -определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон) -предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема -анализируются причины затруднений детей при освоении учебного курса; -идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет -даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.) -лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс? С хорошего начать и хорошим закончить Выдать оценки на листочках, а на обороте совете и рекомендации для родителей О плохом сказать в общем, не называя фамилий В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех О хорошем –вслух, о недостатках – индивидуально. Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
В конце родительского собрания 4.Принятие решения собрания 5.Индивидуальные консультации с родителями
ВАЖНО!!! Говорите о проблеме, а не о персоналиях Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех –за что-нибудь. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей. Используйте наглядные примеры – как надо, как правильно. Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную ( с одним говорю –все стоят кругом слушают)
Правила успешного проведения родительского собрания Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите!
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании Снять собственное напряжение перед встречей с родителями Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. Постарайтесь понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Уважаемые классные руководители постарайтесь ответить на вопросы Назовите тему родительского собрания Какую подготовительную работу Вы провели? Как приглашали родителей? Сообщали ли им о теме собрания? Какое начало собрания вы использовали? Было ли на собрании обсуждение конкретной проблемы? Просвещение родителей? Пришли ли Вы совместно с родителями к какому-либо решению? Была или нет индивидуальная консультация с родителями? Благодарили ли Вы родителей за что-нибудь на родительском собрании?