Эмблема Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Государственно-общественное управление может стать тем гарантийным механизмом, который позволит переводить государственно-общественные отношения в реальное взаимодействие. Это взаимодействие целесообразно строить на основе правовой базы, в формировании которой общество должно принимать непосредственное участие. Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
В настоящее время управление школой, по- прежнему, во многом строится на командно- административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в 99% школ определяются директором, либо учредителем и вышестоящими органами государственного управления, а именно: – Содержание обучения; – Образовательные технологии; – Система и критерии оценивания; – Режим работы школы; – Экономика школы; – Кадры и многое другое.
Но прежде чем начинать реорганизацию управления, стоит подумать над Правилом Мюррея: "Дела никогда не идут настолько плохо, чтобы их нельзя было ухудшить путем смены директора". Из новых Законов Мерфи
"О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" Решение коллегии Минобрнауки России от 4 ноября 2004 г. ПК-5 Заслушав и обсудив доклады …, коллегия отмечает, что на современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: повышение роли общественных институтов в управлении образованием; Министр А.А. Фурсенко Официальные документы
Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента РФ. Обязательные критерии: - общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; - в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; - разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - активная деятельность по привлечению внебюджетных средств. Официальные документы
Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: - внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; - внедрение моделей государственно- общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
16. Внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования. Показатель (индикатор) - удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием: 2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г. 1%3%5%10%20% Показатель (индикатор) - увеличение удельного веса субъектов Российской Федерации, имеющих общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием: 2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г. --15%--25% 45% Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
"Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе школ, с одновременным повышением их ответственности за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат". В.В. Путин, Послание Федеральному Собранию Российской Федерации г.
Комплексная программа модернизации региональной системы образования до 2010 г. "Расширение общественного участия в управлении образованием" З Наименование показателяЗначение 5.1 Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения 100% 5.2 Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно- общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений 100% 5.3 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности 100% 5.4 Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет Не менее 80% 5.5 Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ Не менее Доля общеобразовательных учреждений, лицензирование и аттестация которых проводятся комиссиями с привлечением представителей общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием 100%
Если школой управляют только представители официальной "вертикальной власти" (учредители, школьная администрация во главе с директором), характер управления является исключительно "государственным", или "ведомственным". Если к реальному управлению школой привлекаются представители общественной, в том числе и родительской, управление носит более демократический "государственно-общественный характер".
Коллегиальный орган государственно- общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При этом оперативное управление, по-прежнему, остается в руках директора школы. Управляющий Совет
Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники Школы – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Директор – по должности Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Учащиеся – 2 (4) человека (от 9-х – 11-х классов) Представители общественности Состав Управляющего Совета Представитель учредителя – 1 человек Одно и тоже лицо может быть членом не более двух Советов одновременно
Примерный состав Совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество по 25 членах Совета Работники школы (до1/4) Из них педагоги, включая директора 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 11 Учащиеся (по 1-2 от 9, 10 и 11 классов) 2 (3)2 (4) Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3)9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 17 (5) Итого: 1125
Состав Совета. Общие рекомендации: Необходимо количество членов совета, чтобы он был работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи; Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности; Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно ущемлять интересы других; Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного образовательного учреждения.
Права членов Управляющего Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся); – досрочно выйти из состава Совета.
Обязанности членов Управляющего Совета Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
Ответственность Управляющего Совета Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
Роль Управляющего совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ; Информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ.
Управляющий Совет создается: Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег; Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий); Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).
Основные полномочия Совета В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете" выделяются два основных типа полномочий: Исключительные полномочия Совета, которые определяются следующими словами: Совместные полномочия с директором, которые определяются следующими словами: Утверждает; Устанавливает; Определяет; Принимает решение. Согласовывает; Содействует; Координирует; Рекомендует; Ходатайствует; Предлагает.
Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития Школы; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет Школу по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
Основные полномочия Совета: 2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.
Основные полномочия Совета: 3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала Школы; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодежных организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом; ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе.
Основные полномочия Совета: 4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: согласовывает (или утверждает) по представлению директора Школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы, определяет цели и направления их расходования; дает согласие на сдачу в аренду Школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года.
Основные полномочия Совета: 5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Школы и принимает по ним решения; принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства); дает рекомендации директору Школы по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении трудового договора с работниками Школы; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем Школы о расторжении трудового договора с директором Школы; вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.
Основные полномочия Совета: 6. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положение "О порядке приема обучающихся в школу"; "Правила поведения обучающегося в Школе; Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся"; Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности"; "Декларацию прав учащихся Школы"; Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг"; Положение "Об управляющем совете Школы"; Положение "О родительских комитетах Школы, родительских собраниях и конференциях"; Положение "Об ученическом самоуправлении Школы".
Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции "Положением об Управляющем Совете". Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного Учреждения. Это предмет договора школьного сообщества и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!
Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит директору школы! Эффективно организованная деятельность Общественного управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества.
Полномочия Совета Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна стремиться все образовательное учреждение. Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.
Полномочия Совета Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать. Совет и контролирует выполнение установленных государством и самими Советом законов, норм и правил. Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
Все в Управляющие Советы, товарищи!!!
Но при этом помните Закон Беры: "Каждый, кто популярен в коллективе, обречен на "определенные" проблемы. Он должен быть готов их преодолевать." Из новых Законов Мерфи
Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.: Альянс-Пресс, – 416 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. – М.:МГОУ, – 162 с.