Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Задачи модернизации: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). (раздел 1.4)
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. (раздел 2.6.) Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
Государственно-общественное управление может стать тем гарантийным механизмом, который позволит переводить государственно-общественные отношения в реальное взаимодействие. Это взаимодействие целесообразно строить на основе правовой базы, в формировании которой общество должно принимать непосредственное участие. Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
год2013 год 2014 год2015 год 18,036,054,072,0 90, год2013 год 2014 год 2015 год 79,081,083,085,587,0 Приложение 6 к долгосрочной целевой программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на годы» Из перечня целевых показателей программы и их планируемое значение: Создание органов государственно-общественного управления образовательными учреждениями Увеличение количества общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы ученического самоуправления
"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Предыстория. Комитет по образованию и науке Государственной Думы г.г.
Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента РФ. Обязательные критерии: - общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; - в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; - разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - активная деятельность по привлечению внебюджетных средств. Официальные документы
Предыстория. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года Статья 2. Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Коллегиальный орган государственно- общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При этом оперативное управление, по-прежнему, остается в руках директора. Управляющий Совет
Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники ОУ – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Директор – по должности Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Учащиеся – 2 (4) человека (от 9-х – 11-х классов) Представители общественности Состав Управляющего Совета Представитель учредителя – 1 человек Одно и тоже лицо может быть членом не более двух Советов одновременно
Примерный состав Совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество по 25 членах Совета Работники учреждения (до1/4) Из них педагоги, включая директора 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 11 Учащиеся (по 1-2 от 9, 10 и 11 классов) 2 (3)2 (4) Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3)9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 17 (5) Итого: 1125
Права членов Управляющего Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся); – досрочно выйти из состава Совета.
Обязанности членов Управляющего Совета Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
Ответственность Управляющего Совета Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и Директором, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
Роль Управляющего совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ; Информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития учреждения; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет учреждение по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
Основные полномочия Совета: 2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.
Основные полномочия Совета: 3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала учреждения; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; координирует деятельность общественных, в том числе и детских организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом; ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в образовательном учреждении.
Основные полномочия Совета: 4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: согласовывает (или утверждает) по представлению директора бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, определяет цели и направления их расходования; дает согласие на сдачу в аренду в установленном порядке закрепленных объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет директора по итогам учебного и финансового года.
Основные полномочия Совета: 5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения; принимает решение об исключении обучающегося (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства); дает рекомендации директору по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором о расторжении трудового договора с работниками учреждения; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем о расторжении трудового договора с директором; вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора; участвует в распределении СЧФОТ.
Основные полномочия Совета: 6. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положение "О порядке приема обучающихся"; "Правила поведения обучающегося"; Положение "О летней трудовой практике учащихся"; Положение "О поощрениях и взысканиях учащихся"; "Декларацию прав учащихся"; Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг"; Положение "О предпринимательской и иной проносящей доход деятельности"; Положение "Об управляющем совете"; Положение "О родительских комитетах, родительских собраниях и конференциях"; Положение "Об ученическом самоуправлении".
Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции Положением "Об Управляющем Совете". Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного учреждения. Это предмет договора педагогического коллектива и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!
Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит директору! Эффективно организованная деятельность Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества.
Все в Управляющие Советы, товарищи!!!
Но при этом помните Закон Беры: "Каждый, кто популярен в коллективе, обречен на "определенные" проблемы. Он должен быть готов их решать." Из новых Законов Мерфи
Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.: Альянс-Пресс, – 416 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. – М.:МГОУ, – 162 с.