КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ. Определение проблемы Травля (буллинг, моббинг) Травлей называется агрессия одних детей против других, когда имеют место.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наличие проблем буллинга в поселковой и сельской школах.
Advertisements

ШКОЛЬНАЯ АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРИНЦИПЫ И ШАГИ СОЗДАНИЯ ЦППО АСОУ 10 СЕНТЯБРЯ 2015 Г МОСКВА.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
Чайка Г.В. -педагог- психолог МБОУ « Табунская средняя общеобразовательная школа»
«Профилактика агрессивного поведения учащихся» Учащиеся 7Б класса Семёнов В. и Николаева О. Социальный проект на тему:
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Профилактика агрессивного поведения учащихся. Цели Программы: улучшение психологического климата в школе; повышение психолого-педагогической компетентности.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Почему дети становятся «трудными» ? Цели: Обсудить проблемы воспитания подростков Обсудить проблемы воспитания подростков выяснить причины, которые приводят.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
1.Улучшение психологического климата в классе. 2.Повышение психолого- педагогической компетентности взрослых (учителей, родителей)., родителей). 3.Повышение.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
«Школьный террор: возможен ли кошмар у нас в школе?» Тема проекта:
Стили родительского общения с младшими школьниками Педагог – психолог Трухнина Г.В.
Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
«Руки прочь» - борьба; «Твердая рука» - помощь; «Возьмемся за руки» - сотрудничество.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Транксрипт:

КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ

Определение проблемы Травля (буллинг, моббинг) Травлей называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации. Существенные признаки травли: неравенство сил, систематичность (повторяемость); неадекватно высокая чувствительность жертвы. Травля разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.

Участники ситуации травли Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели A B D C E F G H Буллеры Жертва Последователи Одобряющие Пассивные одобряющи е Равнодушные свидетели Защитники Потенциальны е защитники

Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!) Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками

Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!) Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы Проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков. Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (по данным Д.Олвеуса). Однако в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.

Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя В любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем. Все факты насилия должны быть обязательно рассмотрены педколлективом. Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет

Процентное соотношение жертв по классам Статистика изменений частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).

Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота. Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы, бойкот. Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания. Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками Жертвой травли может стать любой ученик.

Подходы к решению проблемы «Невмешательство» «Твердая рука» «Возьмемся за руки»

Работа по профилактике травли Директор и администрация школы Педагогический коллектив Классный руководитель Ученики Родители

Работа по профилактике травли Дирекция и администрация (принципы и меры) Создание нормальной внутришкольной атмосферы Создание системы ценностей Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: создание условий для обучения тому, как обходиться с травлей Обеспечение гласности Введение Устава школы, общешкольных правил Проведение общешкольных собраний педагогов, учеников, родителей

Работа по профилактике травли Педагогический коллектив и классный руководитель (принципы и меры) Создание такой модели взаимодействия в педагогическом коллективе, которая будет образцом для учащихся Согласованность, последовательность действий педагогов Авторитетное классное руководство: проявление заботы, поддержки; установление границ; делегирование ответственности; акцент на сильных сторонах как жертв, так и преследователей Проведение профилактических мероприятий, классных часов, бесед: работа с литературой, совместный просмотр и обсуждение фильмов; постановки и т.п. Контроль за ситуацией на переменах Сотрудничество с родителями

Работа по профилактике травли Ученики (принципы и меры) Формирование у учеников навыков конструктивного поведения в ситуации травли (проведение тренингов, уроков психологии) Обучение детей участию в школьных проектах, повышающих их самоценность и социальный престиж Привлечение учеников к участию в формировании принципов школьной жизни – создание ученических комитетов, привлечение старших учеников к работе с младшими и т.п.

Работа по профилактике травли Родители (принципы и меры) Вовлечение родителей в планирование и реализацию деятельности по предотвращению травли в школе, создание родительских комитетов Обучение родителей обхождению с ситуацией травли и распознаванию признаков неблагополучия Организация регулярных встреч с родителями Выстраивание четкой процедуры, которая позволяет сделать заявление о случаях травли Работа с родителями жертв и преследователей

Санкции Отличия санкций от наказаний Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения Санкции, которые применяются к ученику, должны быть очевидно логически связаны с нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика. Санкции должны быть соразмерны проступку Интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Санкции должны быть созидательными Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению.

Следует помнить, что Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя объединятся против насилия. Необходима системная работа на всех уровнях, включая государственный. Тем не менее важен вклад каждого; важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае. Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.