КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ
Определение проблемы Травля (буллинг, моббинг) Травлей называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом жертва сильно задета происходящим и не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации. Существенные признаки травли: неравенство сил, систематичность (повторяемость); неадекватно высокая чувствительность жертвы. Травля разнообразна, это не только физическая агрессия, скорее и чаще – психологическая.
Участники ситуации травли Мы все либо агрессоры, либо жертвы, либо наблюдатели A B D C E F G H Буллеры Жертва Последователи Одобряющие Пассивные одобряющи е Равнодушные свидетели Защитники Потенциальны е защитники
Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!) Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками
Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!) Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы Проблемы насилия в школе были и будут во все времена, в частности потому, что школа собирает незрелых еще личностей – детей и подростков. Примерно 16 % девочек и 17,5 % мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами травли независимо от того, в какой школе они учатся (по данным Д.Олвеуса). Однако в последние годы появились факторы, способствующие росту проявлений насилия: многонациональность, инклюзия, демонстрация насилия в СМИ, новые возможности (мобильный телефон, соцсети) и т.п.
Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Травля, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя В любой школе и у любого учителя, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем. Все факты насилия должны быть обязательно рассмотрены педколлективом. Травля характерна для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет
Процентное соотношение жертв по классам Статистика изменений частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).
Распространенные представления о травле (по материалам С.В. Кривцовой) Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия По статистике дети гораздо реже чувствуют себя «затравленными» из-за физических воздействий, чаще – из-за других видов агрессии: словесной травли (оскорбления, злые шутки, провокации, обзывания, т.д.), бойкота. Причиной суицидов часто является изоляция со стороны референтной группы, бойкот. Агрессорами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками Статистика показывает, что самооценка агрессоров высока, их поведение вызвано не эмоциями, которые они не могут контролировать, а холодным расчетом. Они прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, если чувствуют отсутствие угрозы наказания. Жертвами травли становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут вытроить отношения со сверстниками Жертвой травли может стать любой ученик.
Подходы к решению проблемы «Невмешательство» «Твердая рука» «Возьмемся за руки»
Работа по профилактике травли Директор и администрация школы Педагогический коллектив Классный руководитель Ученики Родители
Работа по профилактике травли Дирекция и администрация (принципы и меры) Создание нормальной внутришкольной атмосферы Создание системы ценностей Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: создание условий для обучения тому, как обходиться с травлей Обеспечение гласности Введение Устава школы, общешкольных правил Проведение общешкольных собраний педагогов, учеников, родителей
Работа по профилактике травли Педагогический коллектив и классный руководитель (принципы и меры) Создание такой модели взаимодействия в педагогическом коллективе, которая будет образцом для учащихся Согласованность, последовательность действий педагогов Авторитетное классное руководство: проявление заботы, поддержки; установление границ; делегирование ответственности; акцент на сильных сторонах как жертв, так и преследователей Проведение профилактических мероприятий, классных часов, бесед: работа с литературой, совместный просмотр и обсуждение фильмов; постановки и т.п. Контроль за ситуацией на переменах Сотрудничество с родителями
Работа по профилактике травли Ученики (принципы и меры) Формирование у учеников навыков конструктивного поведения в ситуации травли (проведение тренингов, уроков психологии) Обучение детей участию в школьных проектах, повышающих их самоценность и социальный престиж Привлечение учеников к участию в формировании принципов школьной жизни – создание ученических комитетов, привлечение старших учеников к работе с младшими и т.п.
Работа по профилактике травли Родители (принципы и меры) Вовлечение родителей в планирование и реализацию деятельности по предотвращению травли в школе, создание родительских комитетов Обучение родителей обхождению с ситуацией травли и распознаванию признаков неблагополучия Организация регулярных встреч с родителями Выстраивание четкой процедуры, которая позволяет сделать заявление о случаях травли Работа с родителями жертв и преследователей
Санкции Отличия санкций от наказаний Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения Санкции, которые применяются к ученику, должны быть очевидно логически связаны с нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика. Санкции должны быть соразмерны проступку Интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Санкции должны быть созидательными Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению.
Следует помнить, что Один взрослый не сможет справиться с фактами насилия в школе. Победить собственное чувство бессилия и создать в школе атмосферу безопасности, можно только в том случае, если учителя объединятся против насилия. Необходима системная работа на всех уровнях, включая государственный. Тем не менее важен вклад каждого; важно любое действие – от привлечения внимания к проблеме до конкретных действий в каждом случае. Если в школе найдется хотя бы один неравнодушный взрослый, ситуация может поменяться в лучшую сторону.