Содержание и этапы реализации инновационного проекта МАОУ СОШ 30 «Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования Сикорская Е. В., заместитель директора по ВР, руководитель проекта 21 марта 2013 года
Основные концептуальные идеи инновационного проекта: создать комплексную организационно – педагогическую модель внеурочной деятельности, создающую условия для обеспечения благоприятной адаптации и социализации ребенка, развивающей среды в школе, формирования нравственных ценностей и самоопределения обучающихся как младших классов, так и среднего звена на этапе введения ФГОС; создать систему воспитания и внеурочной деятельности, наиболее полно учитывающую вызовы времени, удовлетворяющую обучающихся и их родителей (социальный заказ).
Цель проекта Создание, апробация и описание комплексной организационно – педагогической модели внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования.
Задачи проекта 1. Разработать и апробировать в школе 30 комплексную организационно – педагогическую модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации ФГОС НОО. 2. Определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности, выявив эффективные формы и способы деятельности. 3. Разработать эффективные механизмы организации внеурочной деятельности младших школьников. 4. Создать, апробировать и внедрить новые интегрированные образовательные программы для реализации направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. 5. Разработать и апробировать диагностические материалы для проведения мониторинга в рамках МИП. 6. Разработать и апробировать модель психолого-педагогического сопровождения участников проекта. 7. Создать и апробировать модель управления инновационной деятельностью в условиях МИП. 8. Создать условия для внедрения ФГОС на ступени основной школы, в том числе эффективные механизмы преемственности, непрерывного образования педагогов.
Этапы реализации проекта 1этап - организационный (май 2012 г.- сентябрь 2012 года) Цель: создание условий для разработки модели и её обеспечения. 2 этап - реализационный (октябрь 2012г. – май 2016 года) Цель: апробация модели и её описание. 3 этап - итоговый (июнь 2016 г.- декабрь 2016 года) Цель: анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта.
Результаты I этапа реализации проекта: Результаты I этапа реализации проекта: создание нормативно – правовой базы по реализации проекта, составление перечня программ внеурочной деятельности; подбор кадров для проведения внеурочных занятий; создание проблемно – творческих групп, разработка рабочих программ внеурочной деятельности; материально-техническое оснащение внеурочной деятельности; информирование родителей о системе внеурочной деятельности; составление расписания внеурочной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ ПОЛНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ (ГПД) МАОУ СОШ 30 ИННОВАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)
Основные мероприятия проекта Решение вопросов кадрового обеспечения для реализации проекта, создание проблемно-творческих групп. Обновление нормативно- правовой базы МАОУ СОШ 30. Установление договорных отношений между школой и социальными партнерами. Разработка моделей и программ в рамках проекта. Разработка программы ППС – сопровождения. Создание (развитие) материальной и методической базы школы. Разработка и апробация новых технологий и методик, программ, планов воспитательной деятельности для обучающихся, направленных на реализацию проекта Проведение конференций, семинаров, педсоветов, родительских собраний и др. Отработка механизма, обеспечивающего выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями. Мониторинговые исследования в рамках реализации проекта. Подготовка сборников по обобщению опыта.
Мониторинг реализации проекта Диагностика будет проводиться психологом и классными руководителями 2 раза в год на 1 этапе, 1 раз в год на 2 и 3 этапах. Будут использованы методики: А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении», Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе» и др. Диагностический инструментарий: входящее, промежуточное и итоговое тестирование учащихся на выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников; анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся; тематические листы - вкладыши в портфолио учащихся.
Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности, реализуемая в условиях школы 30 г. Томска 1 уровень - целеполагание (цели, задачи, модели, ориентированные на конечный результат) 2 уровень -содержательный Внешкольная деятельность Образовательный процесс Внеурочная деятельность Кружки, секции, объединения, студии школы 30 и УДОД, индивидуальные и групповые занятия, соревнования, экскурсии, конференции, общественно-полезные акции и др. Городские воспитательные программы, акции, конкурсы, конференции, программы учреждений культуры и спорта Цикл внеклассных мероприятий, муз. лектории, ярмарка проектов, комплекс мероприятий с родителями, праздники, КТД Воспитательная деятельность
Содержание комплексной модели включает : комплекс организационных условий, необходимых для эффективного внедрения ФГОС в школе 30 (собственно модели организации, механизмов ее реализации в пространстве внеурочной деятельности и дополнительного образования на начальной и основной ступенях; информационное, методическое, программное обеспечение); комплекс педагогических условий, включая ППС – сопровождение, методы, формы, методики внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также формы и технологии сетевого образования и взаимодействия; управление в процессе реализации модели, нормативно закрепленное в нормативных и локальных актах школы; управление процессом интеграции, сетевого взаимодействия.
Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности школы 30 г. Томска Цель: создание условий для активной учебно- познавательной деятельности, формирования готовности к саморазвитию и самообразованию, духовно – нравственного развития и воспитания, социализации обучающихся Задачи: выявление ресурсов ВД и ДО для формирования (развития) личностных, метапредметных, предметных результатов обучающихся в условиях школы 30, расширение спектра программ ДО и воспитания в процессе реализации ФГОС, разработка и осуществление комплексных механизмов реализации содержания образования, в том числе дополнительного, воспитания, а также процесса социализации школьников, создание единого образовательного и воспитательного пространства на основе комплексных(комплекса): годовых воспитательных мероприятий; программ воспитания и социализации школьников, духовно –нравственного развития и воспитания; классных часов; комплекса образовательных событий в рамках исследовательской деятельности, социального партнерства; мероприятий по психолого - педагогическому просвещению родителей (законных представителей).
Принципы реализации Комплексной организационно – педагогической модели внеурочной деятельности школы 30 г. Томска : социальное партнерство; сетевое взаимодействие; единства обучения и воспитания; интеграции ресурсов; комплексности реализуемых программ и мероприятий
Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности школы 30 г. Томска 3 уровень – обеспечение модели Учебный план Программа воспитания и социализации личности Программы творческих объединений ДО школы и УДОД ППС - сопровождение Научно –методическое сопровождение Кадровое сопровождение
Предусмотрено описание общего состояния школы 1. Ключевые понятия, используемые в процессе разработки и реализации модели. 2. Нормативные основания реализации модели. (федеральный уровень, региональный уровень, уровень общеобразовательного учреждения) 3. Содержание Комплексной организационно – педагогической модель внеурочной деятельности, реализуемой в условиях школы 30 г. Томска.
Ожидаемые результаты II этапа проекта: Ожидаемые результаты II этапа проекта: рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию; повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей школьников; рост общей активности школьников при проведении мероприятий разного уровня; повышение результативности участия младших школьников в мероприятиях разного уровня; включение родителей в образовательный и воспитательный процесс; укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
Основные ожидаемые результаты реализации проекта Создание комплексной организационно – педагогической модели внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации ФГОС НОО. Описание оптимальных организационных и педагогических условий, способствующих созданию развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности. Созданы эффективные механизмы организации внеурочной деятель- ности младших школьников и условия для внедрения ФГОС на сту- пени основной школы. Наличие новых интегрированных образовательных программ для реализации направлений внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Наличие диагностическогоматериала для проведения мониторинга в рамках МИП. Наличие психолого - педагогичиского сопровождения участников проекта. Создание модели управления инновационным проектом. Созданы условия для внедрения ФГОС на ступени основной школы.
Реализация проекта будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности, умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !