«Профессиональная ориентация выпускников» Родительское собрание
Кем быть? «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта – ученого, выше дурного стихотворца». В.Г.Белинский
Первый профессиональный выбор Во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и способный. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.
Первый профессиональный выбор Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том, что в классах вводится профильное обучение. То есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.
Первый профессиональный выбор В-третьих, на рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информацию об этих профессиях учащиеся или не знают, или имеют в ограниченном и даже искаженном виде.
Выбор профессии Интересы Склонности (Хочу знать) (Хочу сделать) Выбор профессии Способности
Правильный выбор - успех в профессиональной жизни! Наша родителей и школы задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упреков и натиска.
Правильный выбор - успех в профессиональной жизни! Обсудить планы вместе с детьми. Детям важно знать сведения о профессиональной деятельности родителей, работе родственников и друзей ребенка. Полезными могут быть и рассказы о том, как родители сами выбирали профессию, какие испытывали трудности, что принимали во внимание.
Всегда ли хороши "хорошие" и "престижные" профессии ? Предлагаемый вариант обязательно должен оцениваться с точки зрения его соответствия интересам и способностям ребенка.
Учет потребностей рынка труда Спрос на профессии квалифицированных рабочих составляет более 50%: газоэлектросварщики, слесари различных видов работ, станочники, водители авто- и электротранспорта, строители, электрики, монтажники оборудования и аппаратуры. Устойчиво востребованы профессии сферы обслуживания такие, как закройщики, портные, продавцы, повара, кондитеры. На профессии специалистов и служащих около 30%. На профессии, не требующие профессиональной подготовки 15%. Среди специалистов большой спрос имеют преподаватели, учителя (готовят их много, но на работу в школу идет меньше половины выпускников педагогических вузов), инженеры и мастера по различным видам деятельности, медицинские работники среднего звена
Что ценят руководители в человеке как в работнике? высокую квалификацию и профессионализм; умение самостоятельно принимать решения, их отстаивать, умение постоять за себя; инициативность, активность, энергичность; напористость; умение четко выполнять полученные инструкции, исполнительность; творчество, гибкость мышления, умение находить нестандартные решения; умение общаться, производить благоприятное впечатление, способность заинтересовать собеседника, умение работать в команде.
Портрет успешного выпускника -здоровье; -активность; -уверенность в себе; -творчество; -хорошая социальная адаптация; -интерес к современной технике и технологиям.
Рынок образовательных услуг Уровни профессионального образования: начальное профессиональное; среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское профессиональное.
Пути получения образования 1)ПУ(ПЛ) - техникум (колледж) - вуз; 2) техникум (колледж) - вуз; 3) заочная или вечерняя форма обучения в учебном заведении и работа. Выбор оптимального пути получения образования сохранит состояние психологического комфорта.
Как узнать о профессиональных учебных заведениях? Справочник учебных заведений. Посетить вместе с ребенком учебные заведения, представляющие интерес: "Дни открытых дверей", "Дни начального и среднего профессионального образования", "Дни высшей школы", "Ярмарки учебных мест". Посетить приемную комиссию и получить всю интересующую информацию.
«Задача для родителей» Одна из важнейших задач родителей - помочь ребенку сформировать реальное представление о себе, своих способностях, сильных и слабых свойствах своей личности, наиболее и наименее успешных сторонах своей деятельности.
«Прививка» от неудачи Если ребенок не вполне справляется с чем-то, важно обсудить эти сложности вместе, определив программу действий на будущее. В то же время ребенку нужно дать понять, что, несмотря на его возможные неуспехи, родители всегда готовы поддержать его в трудной ситуации и помочь приобрести уверенность в себе.
Запасной вариант другая специальность в данном учебном заведении; аналогичная специальность в другом учебном заведении; специальность в учебном заведении другого уровня (если выбран вуз, то запасным вариантом может быть техникум или колледж; если выбран техникум, то запасным вариантом может быть профессиональное училище или лицей).
В помощь выпускнику Сервер "Психология - образованию": Ресурсный центр в г. Надыме Кабинет психолога в школе.
Направления профориентационной работы: профпросвещение, профдиагностика, профконсультирование, развитие интересов, склонностей учащихся.
В С Е М !