Презентация работы творческой группы по разработке модели социального партнёрства семьи и ДОУ
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)
Модель социального партнёрства МБДОУ 6, представленная в презентации переработана на основе модели МБДОУ 15
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1. Основные нормативно – правовые документы международного уровня: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Декларация прав ребенка (1959г.); Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.). 2. Нормативно-правовые документы федерального уровня: Конституция РФ; Гражданский и Семейный кодекс РФ (2000г.); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Закон «Об образовании»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. (2011г.) 3. Региональные нормативно – правовые документы и акты по вопросам охраны прав детей: Закон Челябинской области «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» (2001г.); Закон Челябинской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской области» (2007г.) 4. Нормативно – правовые документы муниципального уровня: Приказ МКУ «Управление образования администрации г. Снежинска от а «Об утверждении порядка зачисления детей в МБДОУ, МАДОУ» 5. Нормативно-правовые документы ДОУ: Договор ДОУ с родителями (законными представителями); Локальные акты ДОУ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МБДОУ 6 С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства. ЗАДАЧИ Создание документацио нного обеспечения взаимодействи я ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципально го уровня и уровня ДОУ. Повышение профессиональ ной компетентност и педагогов ДОУ по вопросу взаимодействи я с семьями воспитанников на основе социального партнерства. Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий. Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого- педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверите льных и равноответствен ных отношений.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Значимость социального партнерства для каждой из сторон; Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка; Равноправие и равноответственность родителей и педагогов; Открытость и добровольность; Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ Установление интересов каждого из партнеров; Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности; Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение); Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование); Владение педагогами методами обучения родителей; Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия; Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ. Контингент детей и родителей ДОУ; Образовательный и творческий потенциал социума; ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ Цель: Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ Опрос; Анкетирование; Патронаж; Интервьюирование ; Наблюдение; Изучение медицинских карт; Психологические методики ; Общение на Интернет – форуме; РОДИТЕЛИ Получение информации о деятельности ДОУ через: Информационные брошюры ДОУ; Презентация ДОУ; Сайт ДОУ; Общение на Интернет – форуме; Общение с родителями выпускников и родителями детей, посещающих ДОУ; Средства массовой информации.
ПРАКТИЧЕСКОЕ Цель: Повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ Консультирование посредством использования различных форм (лекции, семинары-практикумы, видеотека и аудиотека, газеты, информация на сайте ДОУ и т.д.); Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (игротеки, традиции, праздники, дни отрытых дверей, викторины и т.д.); РОДИТЕЛИ Участие в планировании деятельности ДОУ и определения перспектив его развития, Родительский комитет, Участие в Совете учреждения, Волонтерство, Трансляция опыта семейного воспитания, Издание семейных газет, журналов, Защита семейных проектов и т.д. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ Цель: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются: Опрос, книги отзывов; Оценочные листы, экспресс- диагностика; Самоанализ педагогов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются: - Учет активности родителей; Наблюдения; Итоговые заседания Педагогического Совета учреждения; Анализ реализации Плана взаимодействия с родителями.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Работа с педагогами: Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации взаимодействия семьи и МБДОУ. Работа с педагогическим коллективом детского сада по анализу международных, российских и региональных нормативных документов, в которых определяются права детей и родителей, а их соблюдение зависит от деятельности дошкольных образовательных учреждений и органов управления. Проведение методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросу взаимодействия с родителями воспитанников на основе социального партнерства. Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия детского сада и семьи. Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы ДОУ. Выявление запросов, потребностей и ожиданий обеих сторон в вопросах воспитания и обучения. Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации условий успешного развития ребенка. Работа с родителями: Проведение работы по согласованию взглядов на цели, средства и методы воспитания детей в условиях групп разного типа (общеразвивающих, коррекционных, кратковременного пребывания, адаптационных); Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур; Обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов родителей с педагогами касающуюся проявлений каждого конкретного ребёнка; Проведение работы по определению содержания воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности педагогов с родителями и другими членами многопоколенной семьи и проведение совместной разработки вариантов распределения функций между педагогами и родителями с учётом собственных интересов и возможностей родителей; Проведение маркетинга оказываемых дошкольным образовательным учреждением услуг для родителей и их реклама; Выявление семей риска. Подписание договора родителями. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа с родителями: Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий (праздников, консультаций, и т.д.); Проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей с использованием активных форм и методов общения; Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, привлечение родительской общественности к активному участию в деятельности ДОУ; Участие родительской общественности в стратегическом, перспективном и календарном планировании образовательной деятельности воспитанников; Работа по предупреждению нарушений родителями прав ребёнка в семье Работа с педагогами: Выстраивание эффективного взаимодействия с родителями на основе нормативно- правовых документов разного уровня; Включение инновационных форм и методов в деятельность коллектива ДОУ по взаимодействию с семьей на основе их запросов и потребностей; Создание картотеки конспектов мероприятий совместной деятельности педагогов детей и родителей. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с педагогами и родителями: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами дошкольного учреждения. Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников. Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности ДОУ, календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний). Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ДЕТСКИЙ САД - СЕМЬЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский