О преподавании информатики в 6 классе Макарова Н.П. доцент кафедры информатики и компьютерного моделирования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Вступление Сохранение имеющегося у учащихся интереса к учебному предмету «Информатика» Переключение учащихся от игрового представления об информатике на научный контекст Включение всех учащихся в учебный процесс
План С чего начать? Как поддержать интерес к предмету? Как развивать творчество? Конкретные методики
С чего начать? Первичный мониторинг компьютерных знаний и умений учащихся: Что ты умеешь делать на компьютере? С какими программами работаешь? Что ты ждешь от уроков информатики? Посещаешь ли ты кружки (курсы) вне школы?
Дифференциация Учащиеся – помощники учителя, консультанты на уроке, при подготовке к урокам; помощь при подборе и выполнении творческих заданий разного уровня.
Уровни изучения учебного материала первый уровень - обязательный минимум. Основное свойство заданий этого уровня: абсолютная понятность и посильность любому ученику.
Уровни изучения учебного материала второй уровень - тренировочный (или свободного владения материалом). Задания этого уровня выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
Уровни изучения учебного материала третий уровень - уровень творчества. Задания этого уровня выполняются на добровольных началах. Работа обязательно отмечается отметкой, которая дает возможность ребенку подрасти, подняться хоть на одну ступеньку, но выше в изучении предмета, освоении определенных разделов информатики. Формы поощрения: выполненные самими ребятами - миниграмоты, открытки, дипломы, эмоциональная словесная похвала…
Приемы подключения учащихся к творческой деятельности Игровой момент на уроке. Соревновательный или конкурсный момент. Музыкальное сопровождение, или музыкальное задание, когда рисуем на компьютере. Поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления. Отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания. Работа на уроке в роли консультанта, учителя.
Помощь учащимся в освоении материала Привлечение консультантов Подготовка алгоритмов выполнения заданий Творческие задания (проекты, рефераты, конкурсы, кроссворды и т.д.).
Типы творческих заданий Работа по маршрутной карте (этапное конструирование): предлагается каждый шаг выполнения задания. «Выбор из массива»: предлагается несколько заданий одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе. «Придумай задание сам».
Типы творческих заданий Коллективная работа над определенной темой: каждый учащийся выполняет фрагмент задания, а затем все фрагменты соединяются в одно целое. Конкурсы «Лучший рисунок», «Лучший плакат» на определенную тему», «Лучший пользователь ПК», «Лучший исполнитель алгоритмов» и т.д. «Фантазии на ПК».
Типы творческих заданий «Начало есть - доделай сам». «Найди ошибку». «Найди отличия и измени». «Передай музыку»: учащиеся прослушивают отрывок музыкального произведения и пытаются отобразить в рисунке смысл услышанного, используя свое воображение.
Типы творческих заданий Создание иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете. «Нарисуй свое видение героя произведения». «Придумай рассказ и иллюстрацию к нему». Составление кроссвордов.
Типы творческих заданий Составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики. Составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы. Создание поздравительной открытки, грамоты. Плакат-аннотация на статью, фильм и т.д.
Принципы обучения учащихся научность, систематичность, наглядность, последовательность, активность и сознательность, взаимосвязь обучения, развития и воспитания, дифференцированный подход к обучению и др.
Принципы обучения учащихся На уроках информатики можно закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам.
Методический подход к решению задач из разных предметных областей освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Целью является получение результата, а для этого учитель предлагает необходимый компьютерный инструментарий и тщательно разработанную методику его освоения.
Способы реализации принципов обучения активные методы обучения, занимательный материал, электронные презентации, дополнительные задания и т.д.
Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации и программирования» Основные понятия: алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, блок-схема, линейный, разветвляющийся, циклический алгоритмы, система программирования.
Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации и программирования» В обыденной жизни школьники не встречаются с этими понятиями, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить учащимся на первом же уроке и подтвердить это примерами.
Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации и программирования» «Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение темы «Алгоритмы» и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир».
Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации и программирования» Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии исполнителя. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала в 6 классе допускает пять форм - стадий:
Методика преподавания темы «Основы алгоритмизации и программирования» манипуляция с физическими предметами; театрализация; манипуляция с объектами на экране компьютера; командный режим управления экранными объектами; управление экранными объектами с помощью линейных программ.
Повышение уровня обученности учащихся Разнообразие формы уроков (урок- соревнование, урок-диспут, ролевые игры, урок-соревнование, урок-диалог, аукцион знаний, пресс-конференция, урок-игра и т.д.)
Поддержание интереса к предмету Уроки в форме игры, практических заданий, применение заданий разноуровневых, дифференцированных, организация конкурсных заданий
Организация работы со слабыми и одаренными учащимися задания для самоконтроля, задания взаимоконтроля, работа группами.
Развитие логического мышления Методика «Творческого решения изобретательских задач», «Технология модульного обучения» с применением опорных конспектов. Важно для ученика владеть способами решения ключевых задач по темам, иметь библиотеку алгоритмов для решения той или иной задачи. Проблемные уроки развивают творческую активность ученика.
Развитие творческой активности Проблемные уроки
Активное использование принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Формы работы с одаренными детьми
Материалы Базовая школа (6 класс) самостоятельный выбор учителем (учащимся) учебного материала, дифференцированный подход, индивидуализированное обучение
Эпилог Представленный в учебно- методическом пособии материал следует рассматривать в качестве одного из возможных вариантов организации обучения, с предоставлением учителю права самостоятельного выбора форм и методов обучения, свободной компоновки материала и варьирования учебным временем.
Контакты: (80152) (р.), (МТС), (Velcom) Г. Гродно, ул. Ожешко, 22, ауд. 222
Спасибо за внимание!