Технология критического мышления. Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к заседанию школьного методического объединения учителей математики Тема: «Технология развития критического мышления. Компетентностный.
Advertisements

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!. Автор: Эдвард де Боно Практика развития мышления Разносторонний анализ явлений Обобщение опыта (напр. после изучения достаточно большой.
Приёмы технологии развития критического мышления в начальной школе Бугаёва М.В. учитель МОУ «Нижнебузулинская СОШ» Свободненского района Амурской области.
Работа в группах Любой учитель, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спросить, отстаивать свое мнение, задавать.
Мастер - класс Тема «Реализация исследовательского метода обучения на уроке технологии и во внеурочных формах работы» Савонина Т.А. учитель технологии.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 2339 «Проектирование работы с кадрами по интеграции методик.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Цимбалова Е.Ю. Зам. директора МОУ АСОШ 2, г. Андреаполя, Тверской области.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Гомер Іліада Вергілій Енеїда І.Котляревський Енеїда.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Отряды Грызуны и Зайцеобразные Цели урока: Доказать, что Грызуны и Зайцеобразные относятся к классу Млекопитающих; Выявить признаки животных изучаемых.
МАСТЕР-КЛАСС «Технология развития критического мышления в преподавании истории»
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Транксрипт:

Технология критического мышления

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость

По мнению российских педагогов характерными особенностями критического мышления являются: оценочность, оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений Особенности критического мышления

Критическое – не обязательно негативное, критика толерантна, конструктивна. К. Поппер Критическое – не обязательно негативное, критика толерантна, конструктивна. К. Поппер Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский

Лист для решения проблемы Какую проблему должны решить герои? Какой информацией снабдил вас автор? Что ещё вы знаете, что помогло бы решить проблему? Назовите три главных способа решения проблемы Какой способ наилучший и почему?

Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – реальный результат

Фишбоун ПРОБЛЕМА ПРИЧИНА ФАКТ ВЫВОД

Островский родился в том районе Москвы, где жил герой Лермонтова купец Степан Калашников. Островского назвали «Колумбом Замоскворечья». Окончил филологический факультет Московского университета. Служил секретарем в суде. Никогда не отказывал себе в удовольствии «хвастнуть нездоровьем». По его пьесе снят фильм «Жестокий романс». «Верные – неверные утверждения».

Учимся задавать вопросы Вопросы тонкие ? толстые ? что? кто? когда? где? сколько? в чём различие? что, если…? почему? как вы думаете? Дайте объяснение…

Шесть шляп мышления

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно Переводится, как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами. Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы

Белая шляпа Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа»

Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо- Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что...». Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. Например: «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо- Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что...».

Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней». Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа Это - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. «Финал «Поединка» вызвал у меня чувство растерянности и обреченности». Это - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. «Финал «Поединка» вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху- процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, воспри­ятие поступка Раскольникова было бы иным». Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху- процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, воспри­ятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа Это - философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две равные части: в первой - походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй - вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними - последнее слово. Это - философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы разделить на две равные части: в первой - походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй - вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними - последнее слово.

Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Гарантия соблюдения всех шести шляп. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Гарантия соблюдения всех шести шляп.

Прием «Мудрые совы»

Азы работы над текстом Найдите в тексте новые понятия и запишите их Что, не ждали?Выберите информацию, которая является для вас неожиданной Ты уже знаешь последние новости? Запишите информацию, новую для вас Главная жизненная мудрость Определите ключевую фразу Иллюстративное изображение Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы... Поучительный выводМожно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе

Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникативную культуру учащихся

Приём «Синквейн» как средство получения обратной связи название (одно существительное); описание (два прилагательных); действия (три глагола); Отношение (фраза из четырех слов); (фраза из четырех слов); повторение сути (синоним из одного слова

СОЛНЦЕ БОЛЬШОЕ, ЯРКОЕ СВЕТИТ, ГРЕЕТ. РАДУЕТ СОЛНЦЕ ОЧЕНЬ ГОРЯЧЕЕ ТЕЛО ШАР

1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ. 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ. 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ. 5. НОВЫЙ ГОД

Критическое мышление Способность ставить новые, полные смысла вопросы Вырабатывать разнообразные аргументы Принимать независимые, продуманные решения

Презентацию подготовила Новожилова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы