В помощь классному руководителю. РЕЖИМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО КЛАССА Учитель истории и обществознания МОУ ООШ 11 Сырейщикова Т.В.
Классики педагогики ( Я.А.Коменский, А.С. Макаренко и др.) не зря считали режим и условием, и средством успешного воспитания; именно он помогает упорядочить кипучую и непредсказуемую жизнь воспитанников, не превращая её в то же время в жестко регламентируемый технологический процесс. При планировании жизнедеятельности класса полезно учитывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы.
Годовой режим. Годовой режим должен учитывать психологическое состояние подростков в течение учебного года.
Начало учебного года должно соответствовать правилу «первого впечатления», сформулированному П.Ф.Лесгафтом так: «Смотря по тому, каким образом человек отнесется к каким- либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно этому, скорее всего, он будет относится к ним и впоследствии».
Помочь подросткам успешнее и быстрее переносить трудный психологический переход от отдыха к школьным занятиям – вот задача классного руководителя в этот период. Эта задача должна быть приоритетной перед написанием и сдачей всякой документации, перед неизбежными организационными вопросами, утрясками и раскачками, затягивающими состояние неопределенности и отчуждения подростка от жизни школы и класса.
Режим этого периода требует достаточной эмоциональной и событийной насыщенности, без всяких скидок на естественную занятость учителя в это время. Такая насыщенность достигается в процессе совместного выстраивания системы перспективных линий («Коллективное планирование», « Копилка идей и предложений» и т.п.), организованного обмена впечатлениями о летних каникулах (коллективное устное сочинение «Как я провел лето», «Кольцовка воспоминаний», «Круг друзей» и т.д. и, наконец, возвращение ребят к полюбившимся традициям. Режим этого периода требует достаточной эмоциональной и событийной насыщенности, без всяких скидок на естественную занятость учителя в это время. Такая насыщенность достигается в процессе совместного выстраивания системы перспективных линий («Коллективное планирование», « Копилка идей и предложений» и т.п.), организованного обмена впечатлениями о летних каникулах (коллективное устное сочинение «Как я провел лето», «Кольцовка воспоминаний», «Круг друзей» и т.д. и, наконец, возвращение ребят к полюбившимся традициям.
Спецификой этих дел является их минимальная временная подготовка, выраженная импровизированность, и именно поэтому их следует тщательно продумывать, не сводя их к анархии и фарсу. Спецификой этих дел является их минимальная временная подготовка, выраженная импровизированность, и именно поэтому их следует тщательно продумывать, не сводя их к анархии и фарсу. Интенсивное включение ребят в жизнедеятельность своего класса обеспечивает, как правило, и более успешную их адаптацию в учебном процессе. Таким образом происходит запуск режимного механизма на весь учебный год.
Осенью, по мнению медиков и психологов, у человека нередко происходит снижение эмоционального тонуса. Осенью, по мнению медиков и психологов, у человека нередко происходит снижение эмоционального тонуса.
В полной мере это относится и к подросткам, чему способствует не только свойственная многим из них ипохондрия и «осенняя хандра», но и постепенное наращивание темпа и нагрузок в учебном процессе. В связи с этим режим жизнедеятельности класса осенью должен быть, с одной стороны, достаточно щадящим, а с другой- четким и продуманным, компенсирующим недостаток мажора созданием атмосферы сегодняшней и завтрашней радости. В этот период целесообразны нечастые, но яркие события, причем преимущественно классные, а не школьные, ведь в начале каждого учебного года классу необходимо «подновлять» такие свои качества, как сплоченность и коммуникативность В полной мере это относится и к подросткам, чему способствует не только свойственная многим из них ипохондрия и «осенняя хандра», но и постепенное наращивание темпа и нагрузок в учебном процессе. В связи с этим режим жизнедеятельности класса осенью должен быть, с одной стороны, достаточно щадящим, а с другой- четким и продуманным, компенсирующим недостаток мажора созданием атмосферы сегодняшней и завтрашней радости. В этот период целесообразны нечастые, но яркие события, причем преимущественно классные, а не школьные, ведь в начале каждого учебного года классу необходимо «подновлять» такие свои качества, как сплоченность и коммуникативность
Психологически самой комфортной считается вторая четверть: и потому, что она самая короткая ( хотя у этой медали есть и обратная сторона), и потому, что осенние проблемы потихоньку утрясаются, а усталость ещё не накопилась.
Значит, жизнедеятельность класса может быть в это время достаточно интенсивной и в учебной, и во внеурочной сферах. Последнему способствует главное, с точки зрения большинства взрослых и детей. Событие первого полугодия- приближающийся Новый год. Учитывая значимость этого праздника, некоторые классные руководители начинают подготовку к нему чуть ли не с начала второй четверти. Здесь уместно вспомнить ещё одну заповедь классного руководителя, которую назовем «законом времени» : долгая настройка утомляет любой инструмент, в том числе и детский коллектив.
Эта заповедь особенно важна в работе с младшими подростками. Вместе с тем ожидание и подготовка к «завтрашней радости» имеют для человека не меньшее, а нередко и большее значение, чем радость наступившая. Поэтому максимально используйте подготовку к любому событию в классе, насыщая её общими переживаниями и мажорным настроением ожидания чуда. Эта заповедь особенно важна в работе с младшими подростками. Вместе с тем ожидание и подготовка к «завтрашней радости» имеют для человека не меньшее, а нередко и большее значение, чем радость наступившая. Поэтому максимально используйте подготовку к любому событию в классе, насыщая её общими переживаниями и мажорным настроением ожидания чуда.
Самая длинная в учебном году четверть- третья- требует рационального размещения сил и времени: у ребят накапливается усталость.
В это время важно сочетать в режиме жизнедеятельности класса «зону свободы» (т.е. давать им отдохнуть от излишнего эмоционального напряжения, особенно в период простудных эпидемий, ставших печальной традицией третьей четверти) и событийность, дабы избежать снижения эмоционального фона класса из-за привыкания к размеренности и обыденности школьных будней.
Этому как нельзя лучше способствуют календарные праздники февраля и марта: прочно укоренившийся в подростково - юношеской субкультуре День святого Валентина и последующие за ним День защитника Отечества и 8 Марта образуют логичную, компактную во времени триаду, дарящую классному руководителю прекрасную возможность практического решения вечной проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек, а стало быть, и осуществления подхода в воспитании.
Четвертая четверть- другой полюс учебного года – особенно трудна для школьников. Четвертая четверть- другой полюс учебного года – особенно трудна для школьников.
С одной стороны, достигшая пика усталость усугубляется весенним авитаминозом ( далеко не все наши воспитанники имеют возможность подкреплять себя в это время соответствующим питанием), а с другой – именно сейчас максимально возрастают учебные и психологические нагрузки, так как неумолимо приближаются итоговые контрольные, экзамены, конец учебного года.
Кроме того, подросткам (особенно старшим) приходится сталкиваться с естественными соблазнами весенней поры, вызывающей и « гормональные возмущения», и желания «потусоваться» с товарищами, да и просто побегать на свежем воздухе и пообщаться с пробудившейся природой.
Все это говорит о том, что напряженный режим учебы в четвертой четверти должен сочетаться с более мягким режимом внеурочной работы.
Учебный год в классе можно закончить каким-то ярким и незабываемым событием, в качестве награды ребятам за их нелегкий труд ( даже если его результаты не совсем устраивают классного руководителя), что поможет классу в коллективном анализе прожитого года и создает позитивную установку на предстоящую встречу в новом учебном году.
ЧЕТВЕРТНОЙ РЕЖИМ Медики утверждают, что традиционная разбивка учебного года на четверти далеко не оптимальна для школьников: слишком длинные периоды учебы снижают их работоспособность, а слишком редкие каникулы не позволяют восстановить её полностью. Но в любом случае режим воспитательной работы в течение четверти должен предусматривать следующее:
в начале и конце каждой четверти целесообразно проводить классные собрания (стартовое и итоговое), посвященные соответственно коллективному планированию и коллективному анализу жизнедеятельности класса; в начале и конце каждой четверти целесообразно проводить классные собрания (стартовое и итоговое), посвященные соответственно коллективному планированию и коллективному анализу жизнедеятельности класса;
учитывая, что утомляемость школьников особенно возрастает к пятой неделе, лучше планировать крупные, требующие физического и психического напряжения события в первый месяц каждой четверти или, если они связаны с календарными датами и устоявшимися традициями, продумывать пути снижения дополнительной нагрузки на ребят; учитывая, что утомляемость школьников особенно возрастает к пятой неделе, лучше планировать крупные, требующие физического и психического напряжения события в первый месяц каждой четверти или, если они связаны с календарными датами и устоявшимися традициями, продумывать пути снижения дополнительной нагрузки на ребят;
полезно чередовать виды деятельности (помимо учебной), в которую включаются ваши воспитанники в течение четверти, учитывая не только классные, но и школьные дела; так, например, экономические игры, охватывающие все подростковые и старшие классы школы, довольно быстро надоедают ребятам, но невзирая на это продолжаются в течение всей четверти, а то и дольше; полезно чередовать виды деятельности (помимо учебной), в которую включаются ваши воспитанники в течение четверти, учитывая не только классные, но и школьные дела; так, например, экономические игры, охватывающие все подростковые и старшие классы школы, довольно быстро надоедают ребятам, но невзирая на это продолжаются в течение всей четверти, а то и дольше;
с каждого классного руководителя неукоснительно требуют планы воспитательной работы в каникулы,хотя лучше всего, если это время ребята проводят в кругу семьи, отдыхая от школы. Но если у кого-то такой возможности нет или одноклассники хотят проводить досуг вместе ( а это не такая уж фантастическая ситуация), то лучше всего предложить им те или иные дела вне школьных стен: спортивно- оздоровительные, экскурсии и т.п. с каждого классного руководителя неукоснительно требуют планы воспитательной работы в каникулы,хотя лучше всего, если это время ребята проводят в кругу семьи, отдыхая от школы. Но если у кого-то такой возможности нет или одноклассники хотят проводить досуг вместе ( а это не такая уж фантастическая ситуация), то лучше всего предложить им те или иные дела вне школьных стен: спортивно- оздоровительные, экскурсии и т.п.
НЕДЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ НЕДЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Не секрет, что во многих школах нормы учебных нагрузок учащихся выполняются весьма приблизительно и чаще всего завышаются. Поэтому одна из первых задач классного руководителя – знать предельный объем недельной учебной нагрузки, соответствующий возрасту своего класса и предусмотренный базисным учебным планом. Но знать – мало, необходимо набраться мужества, чтобы отстаивать эти нормы перед лицом администрации, защищая тем самым здоровье своих воспитанников.
Согласно Закону РФ «Об образовании» обязательными для школьников являются только учебные занятия; во всех остальных случаях должен соблюдаться принцип добровольности. Согласно Закону РФ «Об образовании» обязательными для школьников являются только учебные занятия; во всех остальных случаях должен соблюдаться принцип добровольности.
Недельный режим воспитательной работы в классе включают такую общепринятую норму, как классный час, который должен проводится не реже одного раза в неделю. Он представляет собой любой вид взаимодействия классного руководителя с классом или с отдельными воспитанниками –экскурсию, собрание, подготовку к общешкольному делу, индивидуальную беседу и т.п. Заметим, что даже при такой широкой трактовке классного часа его регулярное проведение обеспечивается далеко не всегда. Недельный режим воспитательной работы в классе включают такую общепринятую норму, как классный час, который должен проводится не реже одного раза в неделю. Он представляет собой любой вид взаимодействия классного руководителя с классом или с отдельными воспитанниками –экскурсию, собрание, подготовку к общешкольному делу, индивидуальную беседу и т.п. Заметим, что даже при такой широкой трактовке классного часа его регулярное проведение обеспечивается далеко не всегда.
Классный час целесообразно проводить или в начале, или в конце недели, включая в него коллективный анализ прошедшей недели и коллективное планирование предстоящей. Классный час целесообразно проводить или в начале, или в конце недели, включая в него коллективный анализ прошедшей недели и коллективное планирование предстоящей. Главные воспитательные дела лучше всего проводить в середине недели или, если в школе пятидневка, в субботу. Главные воспитательные дела лучше всего проводить в середине недели или, если в школе пятидневка, в субботу. Если в течение недели на класс ложится дополнительная нагрузка (например, дежурство по школе, предметные олимпиады и т.п.), другие классные дела лучше перенести на более свободное время. Если в течение недели на класс ложится дополнительная нагрузка (например, дежурство по школе, предметные олимпиады и т.п.), другие классные дела лучше перенести на более свободное время.
ДНЕВНОЙ РЕЖИМ Дневной режим зависит в первую очередь от возраста класса
Независимо от загруженности классного руководителя и его воспитанников в режиме учебного дня желательно предусмотреть ежедневные встречи педагога с классом, цель которых – не только и не столько контроль за ребятами, сколько их эмоциональный настрой и поддержка постоянного контакта с нимиНезависимо от загруженности классного руководителя и его воспитанников в режиме учебного дня желательно предусмотреть ежедневные встречи педагога с классом, цель которых – не только и не столько контроль за ребятами, сколько их эмоциональный настрой и поддержка постоянного контакта с ними
Соблюдение санитарно- гигиенических норм в классе – объект ежедневной заботы его руководителя; не допускать задержки ребят после звонка ( проследить за этим на уроках других учителей, конечно, трудно, но необходимо хотя бы реагировать на замечания самих воспитанников), по возможности обеспечивать их своевременное питание- подобные задачи, казалось бы, не имеют отношения к воспитательной деятельности, однако так казаться может только человеку, далеко от реального воспитания.
Основная составляющая школьного дня – уроки по расписанию, значит, организуя внеурочную воспитательную работу в классе, важно учитывать учебную нагрузку в этот день не допуская физического и психического переутомления ребят. Основная составляющая школьного дня – уроки по расписанию, значит, организуя внеурочную воспитательную работу в классе, важно учитывать учебную нагрузку в этот день не допуская физического и психического переутомления ребят.
Медицинские исследования показывают, что усталость подростков к концу учебного дня не только снижают их восприимчивость и эмоциональный тонус, но и может вызвать повышение артериального давления. Поэтому, если есть такая возможность, классные дела лучше проводить после определенного перерыва, чтобы ребята сходили домой отдохнули (бояться, что они «растворятся», не стоит; этого не произойдет, если дело значимо и интересно для них). Медицинские исследования показывают, что усталость подростков к концу учебного дня не только снижают их восприимчивость и эмоциональный тонус, но и может вызвать повышение артериального давления. Поэтому, если есть такая возможность, классные дела лучше проводить после определенного перерыва, чтобы ребята сходили домой отдохнули (бояться, что они «растворятся», не стоит; этого не произойдет, если дело значимо и интересно для них).
Таким образом, все уровни режима жизнедеятельности класса должны отвечать таким требованиям, как: Целесообразность, т.е. соответствие целям воспитания в данном классе; Точность, т.е. относительная упорядоченность и хронологическая зафиксированность событий; Общность, т.е. обязательность выполнения режимных моментов всеми воспитанниками ( понятно, что эта обязательность также относительна и не должна попирать индивидуальные особенности и обстоятельства); Аргументированность ( подростки не будут выполнять требования режима или будут выполнять их формально, если они не поняты и не приняты ими как необходимые для них самих);
Посильность ( невозможность выполнить все запланированные классным руководителем дела или несоответствие их возрасту класса ведет к фрустрации, тревожности ребят, вынуждает их « увиливать» от участия в них ); Событийность ( событие означает совместное бытие, т.е.совместное проживание и переживание какой-то значимой для всех ситуации- коллективного дела, встречи с референтным для класса человеком, радость или переживание за одноклассника и т.п.; событийность означает не жесткую регламентацию эмоциональных пиков ( да это практически и невозможность), а заботу педагога о распределении во времени планируемых событий таким образом, чтобы периоды эмоциональных спадов не затягивались, ибо вакуум требует заполнения);
Гибкость (самый разумный и обоснованный режим жизнедеятельности класса не может предусмотреть всех возможных жизненных коллизий и не должен превращаться в самоцель); Сочетание школьных и классных дел (это требование вытекает из посильности и событийности; общешкольные и классные дела и события должны не перекрывать, а взаимодополнять и взаомообогощать друг друга).
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: Продумайте и обсудите вместе со своими воспитанниками, какова их роль в обустройстве быта собственного класса. Продумайте и обсудите вместе со своими воспитанниками, какова их роль в обустройстве быта собственного класса. Проанализируйте режим жизнедеятельности своего класса из описанных выше уровней. Всегда ли он соответствует приведенным требованиям. Что мешает его выполнению чаще всего и какие из этих причин зависят от вас. Проанализируйте режим жизнедеятельности своего класса из описанных выше уровней. Всегда ли он соответствует приведенным требованиям. Что мешает его выполнению чаще всего и какие из этих причин зависят от вас. Не случайно за словом «класс» кроются два понятия: группа школьников и место, где эта группа обучается и общается. Предлагаем вам провести с ребятами дискуссию на тему « Класс для класса» с возможной последующей реализацией выработанных идей. Не случайно за словом «класс» кроются два понятия: группа школьников и место, где эта группа обучается и общается. Предлагаем вам провести с ребятами дискуссию на тему « Класс для класса» с возможной последующей реализацией выработанных идей.
ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ : «Закон Мэрфи»: под давлением все ухудшается ! «Закон взаимной безапосности»: на почве страха вырастает только сорная трава. «Закон восхищения»: торопитесь восхищаться человеком, ибо упустите великую радость! «Закон садовника»: бесполезно бороться с чертополохом на клумбе; вместо этого следует заботливо и терпеливо взращивать розы, и тогда для чертополоха не останется места. «Закон памяти»: только помня себя ребенком и подростком, можно выстроить «мостик» к сердцу ребенка и подростка.
«Закон соленого огурца» : чтобы огурчики впитали нужный рассол, необходимо знать рецепт засолки, иметь нужные ингредиенты, соблюдать определенную технологию, а главное – делать все это с хорошим настроением! «Закон собаки»: как собака встречает своего хозяина и друга с преданностью и радостью. Так и человек должен уметь выразить свое доброе отношение к Другому теплым взглядом, светлой улыбкой и хорошими словами. «Закон хлеба и пирожного»: ребенок не может питаться одними пирожными, какими бы красивыми и сладким они ни были; поэтому настоящий воспитатель не только изысканный кулинар, но и трудолюбивый пекарь, каждодневный выпекающий привычный и необходимый каждому черный хлеб.
«Закон разумного времени»: долгая настройка утомляет любой инструмент, в том числе и детский коллектив. «Закон порядка и хаоса»: живое, растущее здание детства и отрочества невозможно подогнать под самые гениальные взрослые проекты, однако при полном их отсутствии или неразумности здание может рухнуть недостроенным. «Закон ответственности»: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»- эти слова поэта не относятся к воспитателю; за каждое свое слово, каждый взгляд и каждое действие мы несем великую ответственность. «Закон Мудрого Лиса»: « мы навсегда в ответе за тех, кого приручили», но, чтобы получить право на эту ответственность, надо не только приручать, но и приручаться самим. «Закон радости»: не пестуй и не лелей своего уныния; научись радоваться сам и научи этому своих воспитанников !
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.М., Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. СПб., Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя( классного воспитателя). М., Караковский В.А.Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя- воспитателя. М., Новикова Л.И. Школьный класс как объект и субъект воспитания. М., Селиванова Н.Л. Школьный класс. М., Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория,методика, технология. М.,1999.