Аналитическая деятельность заместителя директора по УВР Чиркова Татьяна Владимировна, заместитель директора МБОУ ИМЦ
Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим. В.А.Сухомлинский
Направления аналитической деятельности анализ урока (занятия) внутришкольный контроль мониторинг анализ итогов года
Виды анализа Текущий анализ Анализ состояния за отчетный период Анализ за длительный период
Этапы педагогического анализа 1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации). Определить цель Классифицировать по блокам (задачам) 2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа. Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.
Этапы педагогического анализа 3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке: ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ 4 этап. Установление фактов достижения целей. Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года Формулирование целей, задач на новый год
Источниками для педагогического анализа являются Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики) Школьная документация Анализ посещенных уроков Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся Управленческая деятельность администрации школы Работа с педагогическими кадрами Материалы анкетирования обучающихся, учителей, родителей Статистические данные Анализ работы за год
Методика анализа итогов учебного года Цель анализа: Выявление уровня развития учащихся, успеваемости, качества знаний, умений и навыков. Задачи: определить общешкольный,, уровень развития учащихся и тенденции его формирования в каждой ступени проанализировать по группам классов, предметам качество знаний, умений и навыков, а также успеваемость учащихся составить представление об изменениях качества знаний и успеваемости учащихся за несколько лет
Материалы для изучения Сравнительный анализ итогов обучения за последние 5 лет Сравнительный анализ итогов качества обучения и успеваемости учащихся за последние пять лет по группам классов Результаты успеваемости в текущем учебном году (по группам классов) Сравнительный анализ успеваемости и качества обучения по предметам за последние три года ( в %).
Выводы: Снизился уровень успеваемости по ….. Повысился уровень успеваемости по…... Общий уровень успеваемости по отдельным предметам …..(снизился, повысился) Общий уровень качества знаний по указанным в таблице предметам ……(снизился, повысился) Процент качества обучения вырос по …..; снизился по…..
Алгоритм анализа за год Анализ выполнения задач учебного года Контент-анализ (соответствие деятельности школы решениям нормативных документов вышестоящих органов) Анализ деятельности направленной на получение бесплатного и среднего (полного) образования Анализ внутришкольного инспектирования Анализ состояния итогов успеваемости Анализ работы с педагогическим кадрами Анализ внеклассной учебной деятельности Анализ воспитательной работы Анализ деятельности служб школы Анализ реализации дополнительных платных услуг
Циклограмма аналитической деятельности Содержание аналитической деятельности Цели анализа 1 Анализ итогов 1 четверти Подготовка материалов по коррекции работы МО, плана работы школы 2 Анализ итогов 2 четверти Выполнение практической части программ, реализация рекомендаций. Обеспечение государственных стандартов с учетом разного уровня. 3 Анализ 3 четверти Обеспечение гос.стандартов, внеурочная работа с учащимися, результаты олимпиад. 4 Анализ 4 четверти Подготовка к экзаменам, подготовка материалов к плану работы на следующий учебный год. 5 Анализ итоговой аттестации, результатов работы за год Результативность образовательного процесса, подготовка материалов к августовскому педсовету и планированию работы на новый учебный год.
Проблемно-ориентированный анализ Создание условий и предпосылок анализа проблем (от принятия решения об анализе – до выявления проблем школы) Выявление и фиксация проблем школы Работа с проблемами (от первичного списка проблем к ранжированному списку структурированных, причинно объясненных приоритетных проблем) Выработка мероприятий, направленных на решение проблем Самооценка проведенного анализа проблем. Анализ хода и результатов реализации выбранной стратегии
Анализ и оценка достижений школы Какие важнейшие результаты деятельности школы можно рассматривать в качестве достижений школы? Какие из этих результатов являются нашими конкурентными преимуществами, что мы научились делать лучше других школ?
Анализ проблем Разрывы между результатами школы, требуемыми в будущем (заложенными в Программе развития), и ее реальными результатами, рассматриваются как проблемы школы
Анкета «Насколько эффективна Ваша школа?» Никогда – 1 Редко – 2 Иногда – 3 Часто – 4 Всегда – 5 Примечание: после ответа на вопросы сложите все 4 и 5.
Анкета «Насколько эффективна Ваша школа?» 1. Творческий подход и поведенческая гибкость в достижении результатов. 2. Общее видение и четкие цели (единство целей, последовательность их реализации). 3. Общие ценности и убеждения. 4. Учебное окружение (порядок, располагающая рабочая обстановка). 5. Ориентированность на результат. 6. Высокий уровень ожиданий в отношении каждого учащегося ( доведение таких ожиданий до их сведения, стимулирование интеллектуальной активности).
Анкета «Насколько эффективна Ваша школа?» 7. Наличие постоянной конструктивной взаимной обратной связи и оценки результатов работы всей команды. 8.Согласованная система принятия решений. 9. Вовлеченность и заинтересованность всех и каждого. 10. Постоянное обучение и развитие, как каждого участника, так и всей команды в целом. 11. Четкое распределение функций и зоны ответственности. 12. Участие родителей, их поддержка (вовлечение родителей).
Анкета «Способствуют ли культурные нормы Вашей школы ее улучшению» Никогда – 1 Редко – 2 Иногда – 3 Часто – 4 Всегда – 5 Примечание: после ответа на вопросы сложите все 4 и 5.
Анкета «Способствуют ли культурные нормы Вашей школы ее улучшению» 1. Общие цели («мы знаем, куда идем»). 2. Ответственность («мы должны добиться успеха»). 3. Коллегиальность («мы работаем над этим сообща»). 4. Постоянный прогресс («мы можем стать лучше»). 5. Учиться всю жизнь («учение – для всех»).
Анкета «Способствуют ли культурные нормы Вашей школы ее улучшению» 6. Готовность идти на риск («мы учимся, пытаясь сделать что-то новое»). 7. Поддержка («рядом всегда есть кто-то, готовый помочь вам»). 8. Взаимное уважение («каждому есть что предложить») 9. Открытость (мы можем осудить наши разногласия»). 10. Жизнерадостность и чувство юмора («мы хорошего мнения о себе»)
Типы школ 12(10) Движущаяся Дрейфующая 6 Борющаяся 0 Тонущая крейсирующая
Ситуативный анализ Сильные стороныСлабые стороны ВозможностиОпасности
Определение круга проблем Что сохранить? От чего отказаться? Что улучшить? Что ввести нового? Методика коллективной деятельности «Карусель».
Определение приоритетов Труднодос тижимые Легкодост ижимые Недостижи мые Затрудняюс ь ответить Очень Важные Не важные Затрудняюсь ответить
Проблемное поле обеспечение качества, эффективности образования внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения в рамках компетентностного подхода вооружение учителей современными педагогическими технологиями и новыми методами, способами, формами и средствами обучения, в том числе здоровьесохраняющими и ИКТ
Проблемы и пути их решения Невысокий уровень применения ИКТ в УВП.Обобщение и тиражирование опыта использования ИКТ и ресурсов глобальной сети Интернет в образовательном процессе. Обновление банка программно-методических материалов, мультимедийных программ, пособий, для организации эффективной работы по внедрению современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Создание системы управления качеством образовательного процесса Совершенствование системы мониторинга образовательного процесса. Совершенствование структуры и деятельности методической службы. Увеличение нагрузки учащихся Снижение мотивации учащихся к учению Повышение компетентности педагогов в области использования современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, более эффективного использования учебного времени.
ПЕРЕЧЕНЬ основной документации зам.директора по УВР
Контрольная работа 1 для обучающихся в Школе Резерва по теме «Планово-аналитическая деятельность завуча»
Аналитическая деятельность заместителя директора по УВР Чиркова Татьяна Владимировна, заместитель директора МБОУ ИМЦ