Работу выполнила ученица 5 класса Тугнуйской СОШ Цоктоева Мижид Руководитель: Чимитдоржиева Оюна Владимировна – учитель бурятского языка 2010 год
Удивительной красотой отличался у бурят празднование Нового года, повествующий нам о духовной культуре народа, поэтичности его представлений о мире, о красоте. Бурятский Новый год, который праздновался глубокой осенью, когда выпал первый снег, носил название Сагаан Сара – Праздник Белого месяца. Он символизировал очищение, начало новой жизни и приобщение ко всему светлому и возвышенному. С наступлением Сагаан Сара начинался сезон охоты. В соответствии с традиционным бурятским мировоззрением, воспринимавшим всё живое творением земли и солнца, на охоту ехали не бить зверя, а гостить у них.
Объектом исследования послужил народный праздник Сагаалган. Предметом исследования является традиционные особенности празднования Сагаалгана. Цель исследования предполагает решение следующих задач: - изучить научную литературу по данной теме; - выделить для себя лексическую сочетаемость слова «сагаан» в жизни бурят; - отметить ключевые моменты празднования Сагаалгана.
Сагаан – белый Белая пища - молоко Одежда белого цвета Подарки белого цвета «Белая душа» – чистая душа, чистые помыслы
«Дугжууба» - символ всех людских прегрешений за год. Все желающие приносят кусочки ткани или теста, заранее обтерев ими себя и домочадцев. Кусочки бросают в костёр. Происходит очищение огнём.
Предпраздничный день носит название «бутуу» (слово означает «закрыто» или «очень темно»). В это время луна становится практически невидимой, а ночь – тёмной. В этот день возле дома сооружают из камней священное место. Сюда ставят благовоние и другие дары божеству и воскуряют благовоние, затем готовят праздничный стол. На столе слева направо в строгом порядке ставят блюда: буузы, сушеные пенки, зелёный чай с молоком, заправленный топленым маслом, кумыс, курунгу, остальные лакомства. Перед празднованием хозяин дома на перекладине двери ставит пшеницу или рис, позы для угощения божества Лхамо и лёд для утоления жажды лошади. Богиня в этот день подавляет злых духов, а ночью обходит все дома и смотрит, как люди подготовились к празднику.
1.Новогоднее приветствие - золгох – заслуживает особого внимания. Это дань уважения старшим, связь поколений; когда младший протягивает старшему по возрасту обе руки ладонями вверх. Старший, в свою очередь, кладёт свои руки сверху ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. У агинских бурят он дополняется ещё одной деталью: младший подходит к старшему, держа на вытянутых руках хадак, возлагает его, перекладывая кисть правой руки младшего, и лишь после этого оба совершают золгох. 2. Считается, что чем больше гостей посетит ваш дом в первый день празднования Сагаалгана, тем счастливее будет наступающий год. 3. Первый гость или первый встречный на улице - очень важное лицо у многих народов. В них ценились разные качества: богатство, многодетность, ум. Желательно, чтобы это был мужчина.
Утром дедушка уезжает на священное место – обоо и водружает там с молитвами о благополучии и здоровья всех «хии морин» - воздушный конь, который развевается на ветру, даря нам покой, мир и здоровье.
Обязательное посещение дацанов. Все люди приходят в эти здания чтобы помолиться, попросить здоровья и счастья.
1. Сагаалган - новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей, поколений, к созданию здоровой психологической обстановки. 2. Я впервые поняла как нужно по традиции отмечать этот праздник с самого утра: это ритуал очищения, это как нужно встречать гостей, как накрыть стол, какие подарки и как нужно дарить. 3. Все эти сведения помогут мне в дальнейшем. Я обязательно тоже научу своих детей. Эта тема мне интересна, и я хочу продолжить исследование и возможно тема работы «Пища сагаалгана»
В праздник Белого месяца – как у нас повелось, Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось, Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада, Чтобы небо над взгорьем голубело всегда, Праздник Белого месяца, праздник Вечного солнца, Только доброе ценится, только в светлое верится. Баир Дугаров