Курс: Русский язык и культура речи Преподаватель: Плотникова Анна Алексеевна, кафедра РЯЛ ИМОЯК Томск - 2012 ТЕМА 2. Функциональные стили русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс: Русский язык и культура речи Преподаватель: Плотникова Анна Алексеевна, кафедра РЯЛ ИМОЯК Томск ТЕМА 1. Язык, речь, общение.
Advertisements

Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Правописание и культура речи Учитель русского языка Учитель русского языка и литературы и литературы Корчемкина Эльвира Григорьевна.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Цели курса Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста; Формирование практических.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
«Русский речевой этикет» Курс по выбору. Вихрян Ольга Евгеньевна Автор-разработчик курса кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: Захарова Татьяна.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Транксрипт:

Курс: Русский язык и культура речи Преподаватель: Плотникова Анна Алексеевна, кафедра РЯЛ ИМОЯК Томск ТЕМА 2. Функциональные стили русского языка

Цели и задачи практического занятия Цель: 1) Приобретение речевой компетенции с помощью систематизация знаний о стилях современного русского языка 2) Овладение навыками стилистического анализа для практических целей В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются универсальные (общекультурные) компетенции: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень ; - владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, В результате освоения дисциплины студент должен знать систему функц. стилей русского литературного языка, особенности научной и деловой речи В результате освоения дисциплины студент должен уметь грамотно обосновывать выбор путей решения поставленной задачи, доказательно и логично аргументировать свои выводы; В результате освоения дисциплины студент должен владеть навыками но организации взаимодействия в области профессиональной деятельности

слова, в которых часто делаются ошибки агрессивный, аннотация, аппарат, безкомпромиссный, безыскуссный, беллютень, будущее в общем, в- десятых, вообще, во-первых… гостиница, дефицит, зарождение, инициатива, коллега, оттого что, по- видимому, подлинный, проблема, тенденция, эксперимент

Перепишите Задание 1. Запомните правильно написание дефицит, бескомпромиссный, инициатива, бюллетень, коллега (деловой стиль), эксперимент, во-первых…в-десятых, проблема, тенденция, подлинный, аннотация (научный стиль) аппарат, безыскусный, агрессивный, зарождение (публицистич. стиль) вообще, в общем, гостиница, оттого что, по- видимому, будущее

Функциональные стили. Необходимые теоретические знания Определение: функциональный стиль - это разновидность языка, традицией закрепленная в обществе за одной сфер жизни, отличающаяся специфичной лексикой, грамматикой, фонетикой. Основные тезисы: зависит от целей и задач общения, выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в конкретной ситуации; происходит отбор различных языковых средств; внутри стилей существует разделение на жанры – модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу; Слова имеют стилистическую окраску, а также могут выражать оценку на фоне стилистически нейтральной лексики; нельзя говорить о существовании особого стиля художественной литературы: т.к. она «всеядна» : использует всю систему стилей СРЛЯ.

Стилистическая окраска слова нехватка – дефицит, переделка – преобразование, вояка – воин, глазник – окулист, большущий – гигантский, растранжирить – расточить, Задание 1: Сопоставить синонимичные слова

Система стилей и жанров

Упражнение Задание 2. Определите стиль и жанр фрагментов, выпишите все стилеобразующие языковые единицы А/ Периодически осматривать соединения шлангов с клапаном, насосом и штуцерами, водосборников с баком стиральным и баком центрифуги, для чего машину переворачивать на крышку корпуса. Соединения должны обеспечивать водонепроницаемость стыков и надежность крепления замками. Замки (их десять: три на клапане, два на насосе, два на штуцере бака центрифуги и по одному на водосборниках бака центрифуги и бака стирального и на выходном штуцере ниши).

Определите стиль и жанр текста Б/ В наши дни приходится сталкиваться с тем, что взаимодействие человека с окружающей его природой нередко ведет к неожиданным и нежелательным последствиям, хотя оно предполагает благие намерения. Воздвигли завод азотных удобрений, но рыжие «лисьи хвосты», тянущиеся из труб, загубили в округе растительность. Очистили с помощью гербицидов рисовое поле от сорняков, но, сбросив с полей ядовитую воду, заморили рыбу в соседней речке. Так как же быть? Перегородить планету заборами заповедников и заказников, замедлить темпы воздействия человека на природу? Такие планы утопичны и обречены на провал. Тургенев устами одного из своих любимых героев справедливо сказал: природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Определите стиль и жанр текста В/ С Новым годом! Шутка ли с двухтысячным! Снилось ли нам такое?! Душевного покоя всем и благополучия. Счастья и успехов! Мы встретили Новый год хорошо. Мама хотела елку поставить, но елок в уходящем году в продаже почти не было. За одну ветку сосны надо было заплатить пятьдесят рублей. Обошлись без елки-сосны. Купили всякую снедь в магазине, фрукты на базаре. Пришли друзья. С одиннадцати до четырех ночи-утра за столом сидели, телик смотрели, танцевали, философствовали. Так и встретили Новый Год.

Определите стиль и жанр текста Г/ Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости.

Орфографическая заминка

Итоги занятия 1) Систематизировали знания о стилях современного русского языка. 2) Научились анализировать стилистическую принадлежность текста, аргументировано доказывать ее, выделяя языковые единицы. 3) Овладели навыками практического стилистического анализа, редактирования и исправления ошибок в официально-деловом стиле, необходимыми для организации взаимодействия в области профессиональной деятельности

Домашнее задание Тема: Культура речи и нормы современного русского языка 1. Дать определение понятию «языковые нормы» 2. Знать классификацию норм СРЛЯ 3. Выполнить упражнение на деловой стиль (на листах)

Литература Основная литература: 1. Райская Л.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс], le.lcg.tpu.ru/webct/public/home.pe (доступ по паролю). 3. Солодова М.А. Коммуникативные аспекты речевого взаимодействия: учебно-методич. пособие для студентов ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, – 60 с.

Спасибо за работу!