«БУДУЩИЕ ЛИДЕРЫ ОТЕЧЕСТВА» Секция РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ КАК ОПРЕДЕЛЕННАЯ СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ И ТВЕРДЫХ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.С.ТОКАРЕВОЙ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ») Смирнова Анастасия, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Ядрин Чувашской Республики, 9 класс Воронкова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ2 г.Ядрин
Актуальность исследования. Сохранились ли традиции святочного рассказа в русской литературе 20 века? Цель исследования: выяснить, насколько прочны традиции рождественского рассказа XIX века в современной литературе Задачи исследования: - изучить жанрообразующие признаки, традиции святочного рассказа. - исследовать модель сюжета «Рождественского рассказа» В.С.Токаревой. - определить нарушения канонов жанра в данном произведении. - подготовить мультимедийную презентацию. Результаты исследования. Святочный рассказ Токаревой во многом соответствует канонам жанра, хотя в произведении нет чудес, вызванных вмешательством сил провидения. Писательница отступила от требований ко времени, в котором происходит действие. Рассказ отражает свое (атеистическое) время. «Святочный рассказ, находясь во всех его рамках может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе свое время и нравы» Н.С.Лесков.
В XIX веке большую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы. Свое название они получили от слова «святки», т.е. святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления. Эти рассказы часто были наполнены ожиданием чуда. Святочные рассказы напоминали о том, что в этот день Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь «страждающим и обремененным». Основоположником жанра рождественского современного рассказа по праву считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Первый свой рассказ он пишет в 1843 году, это "Рождественская песнь в прозе", и затем решает писать по рассказу к каждому Рождеству. Немного из истории святочного рассказа
Анализ произведения В.Токаревой «Рождественский рассказ» Жанрообразующие признаки святочного рассказа Соответствие жанровому признаку Преобладание христианско-нравственной проблематики в содержании произведения, построенного на осмыслении судьбы, поведения, поступков, мыслей героя Святочный рассказ Токаревой во многом соответствует канонам жанра, хотя в произведении нет чудес, вызванных вмешательством сил провидения. Но в нем есть иное чудо – духовный переворот, произошедший с героиней. Жизненные выводы рассказчицы настолько точны, что звучат как афоризмы. («Между прочим, у некрасивых девочек – покладистый характер. Видимо, все уродливое – неприхотливо, потому что у них нет другого способа выжить».)
Анализ произведения В.Токаревой «Рождественский рассказ» Жанрообразующие признаки святочного рассказа Соответствие жанровому признаку Приуроченность действия к Рождественским праздникам (Святкам или одной рождественской ночи) В рассказе Токаревой время действия указано точно: «Сегодня тридцать первое декабря. Новый год». Ночь перед Новым годом, светским праздником. Налицо отступление от законов жанра рождественской истории. Он отражает свое (атеистическое) время. В череде советских праздников Новый год все равно оставался для многих «волшебным». Новый год назывался (и называется) в народе «ночью чудес». Значит, перенос действия в «ночь чудес» не прихоть писательницы, а следование правде жизни, правде времени.
Анализ произведения В.Токаревой «Рождественский рассказ» Жанрообразующие признаки святочного рассказа Соответствие жанровому признаку Наличие чудесных событий, предопределяющих душевное прозрение или перерождение героя Через несколько лет героиня встречается со своим обидчиком. Девушка заговорила с обидчиком, а затем протянула Борьке, онемевшему от удивления, розу... И после этого произошло чудо: глаза Борьки вспыхнули узнаванием, и теперь он казался ей «похожим на молодого Бельмондо». Самое главное «волшебство», явленное героине, потерявшей интерес к собственной жизни, заключалось в следующем: девушка вдруг почувствовала, что душа её свободна от чувства мести, что она распрощалась с «черным ангелом», со своими «напрасными страданиями». И все это потому, что смогла простить зло, почувствовать сострадание к тому, кто обижен жизнью.
Анализ произведения В.Токаревой «Рождественский рассказ» Жанрообразующие признаки святочного рассказа Соответствие жанровому признаку Благостная развязкаВ «Рождественском рассказе» душа девушки возродилась потому, что жажда мести, удерживавшаяся её в команде «черного ангела», иссякла. Героиня, совершив духовный подвиг, заслужила право быть среди тех, кому покровительствует «белый ангел».
Выводы Святочный рассказ, находясь во всех его рамках, все-таки может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, отражая в себе свое время и нравы. «Рождественский рассказ» - произведение, в котором Токарева не отступила от традиций притчевости, свойственной святочным историям. Однако писательница, нарушая другие каноны жанра, придала рассказу ироничность, легкость, что позволило рассказать читателям свой рецепт счастья: жизнь прекрасна, несмотря на быстротечность и на бессмысленную жестокость. Несмотря ни на что…