Инновации в преподавании информатики Макарова Н.П. доцент кафедры информатики и компьютерного моделирования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Актуализация 1.Изменение самого общества и смысла образования. 2.Изменение субъектов образования. 3.Изменение теоретических подходов к сущности методической деятельности.
Актуализация Создание личностно- ориентированной модели методической работы, обеспечивающей научно- методическое и информационное сопровождение развития системы образования, достижение нового качества образования через повышение профессиональной компетентности учителей.
Актуализация Компетентностный подход в среднем образовании – это система требований к организации образовательного процесса школы, способствующая практикоориентированному характеру обучения школьников.
Актуализация Интеллектуальная составляющая образования Навыковая составляющая образования + = Компетентность
Актуализация Компетентность идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата"
Актуализация Компетентность когнитивная составляющая операционально- технологическая составляющая мотивационная составляющая этическая составляющая социальная составляющая поведенческая составляющая
Актуализация Компетентность результаты обучения (способности решать задачи определенного типа), система ценностных ориентаций, привычки и т.д.
Актуализация Тоффлер: "знание становится все более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Это не возражение против изучения фактов или данных - вовсе нет. Однако общество, в котором индивидуум меняет работу, место жительства, социальные связи и т.д., придает огромное значение эффективности образования. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться".
Прогнозы 1) подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево- ориентированного образования;
Прогнозы 2) перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями (см. современные разработки образовательных стандартов);
Прогнозы 3) выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, называние его компетентностями. При этом предметное образование остается неизменным, но внутри него постепенно формируется система компетентностно- ориентированных подходов.
Виды компетенций ключевые компетентности (необходимы любому человеку в любой профессиональной деятельности); предметные компетентности (специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области).
Ключевые Компетентности – наиболее общие (универсальные), выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Ключевые Компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения; проявляются в деятельности; переносимы (применимы в новых ситуациях).
Условия приобретения ключевых компетентностей Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
Условия приобретения ключевых компетентностей Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
Условия приобретения ключевых компетентностей Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
Условия приобретения ключевых компетентностей Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Условия приобретения ключевых компетентностей Организация продуктивной групповой работы.
Условия приобретения ключевых компетентностей Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Коммуникативная компетентность способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная компетентность ПримерПример микросценария (6 класс. Роль информации …)
Компетентность в решении проблем способность видеть, ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.
Компетентность в решении проблем СценарийСценарий для создания в классе развивающей среды для работы с терминологией
Изменения в деятельности 1. Переориентация деятельности учителя его работы на развитие мотивации ученика. Традиционный вопрос о мотивации учебной деятельности переносится в этом случае из плоскости теоретического в плоскость практического.
Изменения в деятельности 2. Изменение позиции учителя (варианты «тьюторства», «наставничества», выполнения учителем функции координатора и партнера).
Изменения в деятельности 3. Организационные изменения форм учебной деятельности. Блочно-модульная технология
Изменения в деятельности Особенности Особенности использования традиционных форм организации учебной деятельности
ИКТ-компетентность -уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ- грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности (акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков). -ПримерыПримеры
Контакты: (80152) (р.), Г. Гродно, ул. Ожешко, 22, ауд. 222
Спасибо за внимание!