Урок как основная форма реализации требований ФГОС. Критерии эффективности урока и внеурочной деятельности. Работу выполнили: Мартьянова Е.Б. Чистякова Н.Н. Бараковских Т.Ю. Мешкова Т.П. Чесалина Л.В.
Актуальность Жизнь нашего сегодняшнего ученика должна проходить в быстро изменяющемся информационном мире. Чтобы найти своё место в жизни, нужно: быть коммуникабельным; уметь ориентироваться в потоке информации; уметь всегда учиться; быть креативным. Именно школа закладывает основы таких качеств личности.
Традиционное понятие «урок» по – прежнему остается главной формой организации учебного процесса. Но …. урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).
Ключевые понятия в обучении системно-деятельностный подход Чему учить? (Обновление содержания образования) Как учить? Ради чего учить? (Ценности образования) (Обновление технологий обучения)
Универсальные учебные действия Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные
Типы уроков: «открытия» знаний; отработки умений и рефлексии; построения системы знаний; развивающего контроля; урок исследования и др.
Формы обучения. Учитель выбирает для урока приемлемую форму обучения: 1) групповую; 2) парную; 3) индивидуальную; 4) к омбинированную.
Технологическая карта урока (Примерная форма: цель деятельность учителя деятельность ученика результат (сформированность УУД)
При подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие УУД он будет развивать и каких результатов достигнет.
Нужно помнить: становление учебной деятельности – это становление разных сторон духовного развития личности (самопознания, самооценки) как этапов самовоспитания. Уровень сформированности учебной деятельности = уровень развития личности.
Целью каждого урока является ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, который умеет ставить цели, решать задачи, комментировать результаты. Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать: принципы построения урока; типы уроков; критерии оценивания урока.
В связи с новыми требованиями ФГОС учителю необходимо научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление; предъявить научный факт; использовать приемы: «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание: составить т аблицу, г рафик, д иаграмму, алгоритм; объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса; сделать практическую работу.
Эффективный урок Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова) « Эффективность» в переводе с латинского – « эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких- либо действий. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
Критерии результативности урока. Урок эффективен,если: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою деятельность).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (в соответствии с целью) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения.
6. На уроке даются задания и четкие критерии самоконтроля, самооценки. 7. Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает успехи. 8. Учитель всегда планирует коммуникативные задачи урока. 9. Учит объяснять собственную позицию, обучает корректным формам её выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Итог: сформированность у обучающегося определенных УУД.
Урок эффективен, если использовать базовые образовательные технологии: 1. проектная деятельность; 2. уровневая дифференциация; 3. информационно – коммуникационные технологии; 4. обучение на основе «проблемных ситуаций».
Эффективным станет урок, учитывающий постулаты: словесные средства обучения- 10 – 20 % (слышит ученик); наглядные – 50 % (видит); практические – 90 % (делает сам).
Урок эффективен, если используются здоровьесберегающие технологии.
В помощь новичку. Характеристика изменений в деятельности учителя на уроке (в соответствии с ФГОС): Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего в соответствии с ФГОС. Подготовка к урокуЖестко придерживается структурируемого конспекта урока Работает по сценарному плану урока, свобода в выборе форм, способов и приемов обучения. Основные этапы урокаАкцентирует внимание на объяснении и закреплении учебного материала. Акцентирует внимание на самостоятельной деятельности обучающихся (более половины времени урока). Главная цель деятельности учителяУспеть выполнить все, что запланировано.Организовывает деятельность детей: -по поиску и обработке информации; -- обобщению способов действия; -постановке учебной задачи и т.д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности для детей) Формулировки: спишите, сравните, найдите, выпишите и т.д. Формулировки: проанализируйте по, докажите, сравните, выразите символом, создайте схему, выберите решение, оцените и т.д. Форма урокаПреимущественно фронтальнаяПреимущественно групповая и индивидуальная. Нестандартное ведение урокаИногда используетсяУчитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут 2 педагога, урок проходит при поддержке тьютора или в присутствии родителей. Образовательная средаСоздается учителем (выставки работ обучающихся) Создаются обучающимися Результаты обучающихсяПредметные Нет портфолио Предметные, метапредметные, личностные Создайте портфолио ОцениваниеОсновная оценка – оценка учителя ++++ Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. Ориентир на самооценку, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения каждого ребенка («приращение»). Оценка промежуточных результатов обучения.
ПОНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Внеурочная деятельность является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное), социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Задачи внеурочной деятельности 1. Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования. 2. Снижение учебной нагрузки обучающихся. 3. Обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе. 4. Улучшение условий для развития ребенка. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности Кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение.
Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС (базовая организационная модель) внеурочная деятельность Учебный план образовательного учреждения Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) Дополнительное образование образовательного учреждения Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.) Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности Классное руководство Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.) Группы продленного дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня » Иные педагогические работники Должностные обязанности педагога- организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого