Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 г. Богородицк 2013 год
оценка внешняявнутренняя критериисодержание
Внешняя оценка государственная итоговая аттестация выпускников; аттестация работников образования; аккредитация образовательных учреждений; мониторинговые исследования качества образования
Внутренняя оценка Выражается в: текущих отметках, которые ставятся учителями; результатах самооценки учащихся; результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; промежуточных оценках учащихся; итоговой оценке учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения
Итоговая оценка фиксирует индивидуальный прогресс (оценка ребенка по отношению к самому себе) объективные и надежные данные об образовательных достижениях накопленные оценки оценки за стандартизированные итоговые работы итоговая работа по русскому языку; итоговая работа по математике итоговая комплексная работа на межпредметной основе портфолио
Современная эффективная форма оценивания Инструмент для решения педагогических задач сформированность универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний; сформированность основ умения учиться; индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности поддержание высокой учебной мотивации; поощрение их активности и самостоятельности, расширять возможности обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться Портфолио
Портфолио - это коллекция работ и образовательных результатов учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях; выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста.
Обсудите с учащимися: Каковы цели использования портфеля?цели Из каких компонентов будет состоять портфель?компонентов Какие специфические моменты должны быть отражены в учебном портфеле?специфические моменты
Обсудите с учащимися: Каким образом будет происходить процесс презентации учебного портфеля? Как будет выглядеть учебный портфель? Как будет происходить обсуждение учебного портфеля, и кто в нем будет участвовать?
Цели использования портфолио: Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; Поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможность обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
Формировать умение учиться: ставить цель, планировать, организовывать собственную учебную деятельность, добиваться решения поставленных задач; Проследить динамику учебно- воспитательного процесса
Варианты структуры портфолио вариант 1 Титульный лист Официальные документы Творческие работы Отзывы и рекомендации Общая информация
Варианты структуры портфолио вариант 2 Титульный лист Мой мир: моя учеба, моя общественная работа, мое творчество; Моя учеба: подборки детских работ по предметам, страницы в соответствии с учебными предметами; Моя общественная работа: выступление на утренниках, праздниках; Мое творчество: стихи, рисунки, модели, макеты…; Мои достижения: итоговые ведомости, грамоты, дипломы в хронологической последовательности; Отзывы и пожелания: оценка педагогом стараний ученика по итогам учебного года; Раздел лучших работ
Варианты портфолио вариант 3 Мой портрет: моя ромашка (мой характер, мои дела), я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимый предмет); Мои цели: в учебном году и в каждой четвертит, табличка продвижения к цели; «Лестница успеха». Я на «лестнице успеха»; Мои достижения: мои лучшие работы, мои награды; Копилка: рабочие материалы, важная и интересная информация
Варианты структуры портфолио (Иванова Е.Г) вариант 4 Титульный лист; Содержание; Обращение учителя к младшим школьникам; Сведения по 20 направлениям; Таблица перевода данных на бальную систему «Высота воспитанности»; Страница для отражения уровней достижения «Полет воспитанности»; Анкета «Кто я?»; Страницы для дополнительных заметок
Варианты структуры портфолио вариант 5 Мой портрет: цели, самоанализ, результаты диагностик; Портфель документов: мои достижения; Портфель работ; Портфель отзывов; Копилка
Целеполагание Мои цели Мои цели в___году:_________________ Мои цели в 1 четверти:______________ Мои цели во 2 четверти:_____________ Мои цели в 3 четверти:______________ Мои цели в 4 четверти:______________
Самоанализ Самые значительные события моей жизни, определяющие моё будущее Мне нравится заниматься (я увлекаюсь) В будущем (через 5, 10, 20 лет) я хотел бы добиться_ Мне интересны учебные предметы: Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие способности и личные качества, знания умения: Для более успешного обучения мне не хватает
Оцени по 5-бальной шкале: 1)Затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ 0 5 2)Полученные мною знания, умения, навыки 0 5 3)Какую оценку в школе я получил? 0 5 «Линейка достижений»
Чего хочу добиться? Что собираюсь для этого сделать? Достижение результата Что помогло?Что помешало? К концу года В 1 четверти Во 2 четверти В 3 четверти В 4 четверти
Знания и опыт – вот, что действительно пригодится тебе в жизни. Поэтому научись отмечать на «лестнице успеха» и «линейке достижений» не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой будут в результате приобретены.
ПОРТФОЛИО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются: комплексный подход к оценке результатов образованиякомплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: самоопределениесамоопределение сформированность внутренней позиции обучающегося принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразованиесмыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентацияморально-этическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; сформированности основ гражданской идентичности чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Данного опыта работы в школе пока нет. является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио,Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Оценка личностных результатов
Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.
Портфолио ученика: является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся: сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Цель портфолио – отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений; активизация разноплановой деятельности, повышение образовательной активности; прогнозирование траектории личностного развития ребенка; индивидуализация образования. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования;
Формы представления образовательных результатов: тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации); устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; портфолио;портфолио; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС; динамика результатов предметной обученности, формирования УУД. Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. «Это я!»«Это я!» «Я иду во второй класс»«Я иду во второй класс» "Мое имя""Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. «Моё дерево желаний»«Моё дерево желаний» "Мои увлечения""Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. «Моё первое школьное лето»«Моё первое школьное лето» "Моя семья""Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой город""Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). Мои друзья""Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Моя школа""Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. "Мои любимые школьные предметы""Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". "Школьные предметы"."Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Предметное страницы в портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося по определенному предмету, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
ПОРТФОЛИО МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ