Факультатив- ный курс «Школьная риторика» Автор: Ладыженская Таиса Алексеевна
Программно-методическое обеспечение Школьная риторика. 3 класс. Программа для общеобразовательной школы // Под ред. Т.А.Ладыженской – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2010 Школьная риторика. 3 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд. перераб.-М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2010
Риторика - наука об ораторском искусстве и красноречии, наука о целесообразном и уместном слове.
Основные понятия курса Культура речи и культура общения пронизывают все сферы общества, являются условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык - это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.
- Почему именно теперь риторику стали преподавать в школе? - Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия…
Задачи риторики (3 класс): узнать, что такое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда – нет; научиться оценивать чужую и свою речь вежливо просить и отказывать в просьбе говорить лестные (но не льстивые) слова спорить, но не ссориться сокращать один и тот же текст до половины и даже до одного предложения рассказывать о себе так, чтобы тебя слушали составлять разные типы текстов: объявления, сравнения, рассуждения, описания.
Структура курса 1. Блок «Общение» даёт представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, её компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность)
2. Блок «Речевые жанры» даёт представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. Структура курса
Структура урока (основные компоненты) Введение теоретических сведений Риторическая практика, практика общения Речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики Ортологические разминки Импровизационые задачи
Монолог Учимся рассказывать весело о забавных и смешных случаях из своей жизни.
Диалог Учимся анализировать речевое поведение собеседников, их коммуника- тивные удачи и промахи, выступать в роли ведущего контрвью.
Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер
Спасибо за внимание!