« Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.» М. В. Ломоносов урок физики в 7 классе
Цели урока : Образовательные : сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути ; продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента. Развивающие : сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы ; развивать умение анализировать учебный материал ; развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания. Воспитательные : воспитать умения и навыки коллективной работы ; содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Работа не волк, в лес не убежит. С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки. С горы вскачь, а в гору хоть плачь. Сверху легко бросать, попробуй - ка снизу. В гору семеро тащат, а с горы и один толкает. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Берись дружно, не будет грузно. Встать пораньше да шагнуть подальше.
ВЫВОД 1. Под действием силы тело перемещается. Вывод 2. Механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием силы.
Вывод 4. Механическая работа равна нулю, т. к. результирующая сила F=0
Вывод 5: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Единица работы джоуль ( Дж ) 1 Дж = 1 Н м. 1 кДж = 1000 Дж. 1 Дж = 0,001 кДж.
. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры.
Положительная работа А =FS Отрицательная работа А = F т p S
Работа силы тяжести. а ) если тело движется вверх, то А 0.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ : самостоятельно выяснить как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути. Оборудование : 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр, 4) набор грузов.
1. К крючку динамометра прицепить брусок и определить его вес. 2. Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 50 см ± 1 см, т. е. на высоту линейки трибометра, заранее измеренной лентой. Вычисляют величину совершенной работы : А 1=FS Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести. 3. После этого кладут линейку на стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги, которая развивалась при этом. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу : А =FS Эта работа была совершена по преодолению силы трения, а не силы тяжести. 4. Повторить опыт еще 23 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1 Н, 2 Н и 3 Н, и каждый раз вычислить работу силы тяги. 5. Сравнить полученные результаты и сделать вывод.
ПРИ ПОДЪЕМЕ ТЕЛА ПО ВЕРТИКАЛИ Опыт 1Опыт 2.Опыт 3. F тяж = Р=F тяж = Р=1Н+…F тяж =Р=2Н+… S=S=S=S=S=S= А= F тяж S= ПРИ ГОРИЗОН- ТАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕ- НИИ F тр = S=S=S=S=S=S= А= F тр S =
2. Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути ? 3. Определите механическую работу по перемещению бруска.
1 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли на некоторую высоту. Одинаковая ли при этом совершена работа? 2 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли и положили на доску так, как показано на рисунке. Одинаковая ли при этом совершается работа? 2. Как велика работа, произведенная при подъеме тела весом 40 Н на высоту 120 см ? 2. При помощи подъёмного крана подняли груз 23 кН на высоту 4 м. Определить произведенную работу