Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Задачи предпрофильной подготовки: 1.выявить интересы, склонности и способности школьников; 2.дать им возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности; 3.помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; 4.сформировать познавательные и профессиональные интересы.
Целесообразно определить перечень предметов, по которым ученики того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Предлагается комплексная: 1.«внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио) и 2.«внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах. На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (ЭК) поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Различие между понятиями профильного обучения и профильной школы: 1.Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 2.Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения (выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы).
Переход к профильному обучению преследует основные цели: 1.Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; 2.создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3.способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; 4.расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Проводится ЕГЭ Учебные курсы, обеспечивающие профильность обучения Базовые общеобразовательные курсы - обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана
Элективные курсы выполняют две функции: а) Поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного курса экономики. б) Служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» в социально- гуманитарном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов: 1.интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, 2.значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, 3.исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, 4.интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека.
Типы элективных курсов. 1.Являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения предмета (курсы по сетевым технологиями информационным основам управления). 2.Обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика», «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и модели»). 3.Помогает ученику, обучающемуся на профильном уровне, где один из предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. 4.Элективные курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер ( «Музыкальный компьютер»).
Уровни проектной деятельности Проектная деятельность характерна для сферы использования информационных технологий. Метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию способности действовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Первый – проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации, поиска, выдвижения гипотез, их обоснования и проверки и оценки полученных результатов. Второй – выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель поможет расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащегося, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано. Третий – самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.
В процессе проведения ЭК необходимо использовать 4 вида контроля: 1.Предварительный (анкетирование и беседа). 2.Текущий, осуществляется на каждом из занятий и направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Он также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать учащимся и в каком объеме, показывает учителю уровень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых. В общем виде текущий контроль реализуется через систему вопросов, наблюдение, беседу, творческие задания. 3.Рубежный контроль возможен только на ЭК объемом не меньше 34 часов, так как обычно подобные курсы состоят из разделов и рубежный контроль завершает изучение соответствующего раздела. Основная его цель – систематизация знаний учащихся. Среди средств рубежного контроля используют мини-проекты, тесты и индивидуальные задания. 4.итоговый контроль, в ходе которого учитель окончательно определяет степень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых, полученных ими по завершении курса. Применительно к информатике курс может завершаться проектной работой или рефератом определенной тематики.
Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможные формы организации профильного обучения Модель внутришкольной профилизации Модель сетевой профилизации Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Может строиться в двух основных вариантах: 1.Объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом 2.Кооперация школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.