Тема урока: Десятичная система счисления Цели: 1. Познакомиться с системами счисления. 2. Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
В те времена, когда человек охотился и собирал в лесу плоды, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.
Когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало не хватать этих слов.
Способы счета: зарубки на палке, узлы на веревке, камешки, пальцы рук.
Десятичная система В Древней Руси – «тьма».
Индейцы племени майа в Америке считали пятерками
Дюжина Четыре пальца, каждый палец состоит из трех фаланг, т.е. в распоряжении 12 объектов счета.
Гугол Это число, выраженное единицей со ста нулями. Свое происхождение это число взяло из астрономии: количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа, выражаемого единицей со ста нулями.
Первые изобретения колесо, число.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай Николай Николаевич Миклухо-Маклай, русский путешественник
Натуральные числа Числа, которые могут быть получены в результате счета предметов – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д., называют натуральными (число 0 не является натуральным). Способ записи натуральных чисел называется арабским.
Римские цифры Древние римляне пользовались нумерацией, сохраняющейся до настоящего времени под именем «римской нумерации», в которой числа изображаются буквами латинского алфавита. Сейчас ею пользуются для обозначения юбилейных дат, нумерации некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.
В позднейшем своем виде римские цифры выглядят так: I = 1; V = 5; X = 10; L = 50; С = 100; D = 500; M = 1000.
Пример VI = 6, т.е , 2. LX = 60, т.е , 3. IV = 4, т.е. 5 – 1, 4. XL = 40, т е. 50 – 10. Договорились, в тех случаях, когда в записи числа подразумевается вычитание, меньшую цифру (вычитаемое) ставить перед большей (уменьшаемым).
Пример 2. Какие числа записаны римскими цифрами? Пример 2. Какие числа записаны римскими цифрами? (письменно). II III VI VIII IX XI XIV XV XVI XIX DCLII
Рабочая тетрадь 1, стр. 8, 1.5. Проверь себя: XIXXVXXXVLXVLXXIICXXICCL
У 3. Записать число. а) DXLV = (50 – 10) + 5 = 545 б) MDCCLXXXVI = = 1786 в) MMMIV = (5 – 1) = 3004 г) DCLXXXIX = (10 – 1) = 689
Индивидуальная работа (письменно). Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами: Сколько желаний исполняет золотая рыбка? Сколько разбойников было с Али-бабой? Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать? III XL VII
Рабочая тетрадь 1, стр. 8, 1.6. Проверь себя: б) = 31 = XXXI в) 19 – 5 = 14 = XIV г) 50 – 9 = 41 = XLI
Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими? CXI CCXXII CCCXXXIII CDXLIV DLV I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M = = Сумма разрядных слагаемых У 1. У 1. Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа (устно).
У 2. У 2. Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их, оставляя промежутки между классами (письменно)
Рабочая тетрадь 1, стр. 6, 1.1.
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
Разминка. У раздел математики, посвященный изучению свойств чисел и действий над ними.
У 13 (письменно). а) б) в) г)
У 14 (устно).
Пример 3. Разложить на разряды двумя способами данные числа (письменно). 475 = ; 475 = = ; = = ; =
Подведение итогов.
Домашнее задание. §1, стр. 5-6, 4, 5, 15. задачи на смекалку (по желанию).