семинар-практикум «ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – ВРЕМЯ ИГРАТЬ…»
«Развитие интегративных качеств дошкольников в сюжетно – ролевой игре» План работы ТГ по теме «Игра» дататема Время, место проведения « Дошкольный возраст - время играть »13.00 МБДОУ « Игра как показатель развития ребёнка » « Организация и руководство сюжетно - ролевой игрой дошкольников » ( из опыта работы ) МБДОУ « Предметно - игровая среда, как фактор развития сюжетно - ролевой игры » « Представление проектов сюжетно - ролевых игр » Подготовка к изданию информационных пакетов
Цель: повышение общей профессиональной компетентности педагогов ДОУ по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой. Задачи: создание сообщества единомышленников для совершенствования профессионального мастерства, расширение образовательного пространства; включение педагогов в создание инновационного пространства объединяющего всех участников образовательного процесса для аккумуляции идей и объединения возможностей; изучение проблемы организации сюжетно-ролевой игры, выдвижение гипотезы и апробирование в практике работы технологий с помощью которых можно разрешить проблему; обобщение и пропаганда опыта работы (организация выставок, тренингов, презентация проектов, мастер-классов, издание информационных пакетов по научно-практической деятельности и др.).
У греков – игра это действия, свойственные детям ( т. е. то, что называется « предаваться ребячеству »). У римлян - смысл слова происходил от понятий радости, веселья У евреев – от шутки, смеха. И санскрит обозначал игру как радость. А у древних германцев она связывалась с легким, плавным движением наподобие качания маятника, доставляющим удовольствие. В начале 20 века зарубежные психологи и исследователи считали что Нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть, что развитие игры происходит спонтанно, в соответствии с интеллектуальным созреванием, по мере которого содержание ее все более приближается к адекватному отражению реальности.
Д. Эльконин, наш теоретик - классик в области психологии игры, определил ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В этой связи он обращал внимание на роль игры в развитии мотивации, умственных действий, преодоления « познавательного эгоцентризма » и т. д. В словаре русского языка понятие ИГРА трактуется как « игра – тот или иной способ, каким развлекаются ». В Педагогической энциклопедии она определяется как « вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности ». В Педагогическом словаре слово « игра » отсутствует ( есть только « игры детские »), а в Психологическом значится : « Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий ». Благодаря достижениям известным ученым в мире усилился интерес к использованию игр не только педагогической, в психологической и психотерапевтической практике, но и заинтересовались игрой философы, биологи, социологи, искусствоведы.
Игра ведущий вид деятельности дошкольников Игра жизненная лаборатория детства. С. Т. Шацкий ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции в результате которой возникают личностные новообразования. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, особенности поведения и взаимодействия со средой Ведущая деятельность Психологические новообразования
Направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯК УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ( глава 12 п. 12.8) КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ст. 31 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСИВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ( п )
воспитательная социокультурная психологическая самореализации коммуникативная Функции игры обучающаяразвивающая деятельная коррекционная развлекательнаярелаксационная
Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой. А. Эйнштейн
Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры)
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций»
Классификация игр по К. Гросу «обычных функций» «специальных функций» игры подвижные, * семейные игры умственные, * игры в охоту сенсорные, * ухаживания развивающие волю
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.
Таким образом, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) подвижные (игры с правилами)
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
По содержанию : Подвижные : - отражение быта, - на воздухе и в помещении - труд взрослых, с использованием спортивно - - события общественной жизни технических принадлежностей По виду : Дидактические : - игры, придуманные детьми, - разрезные игры, - игры, придуманные взрослыми, - складные геометрические По организации : фигуры, - индивидуальные, - настольно - печатные - групповые, - народные - коллективные Творческие – сюжетно-ролевые игры Игры с правилами
Игры, возникающие по инициативе ребёнка ( детей ), - самодеятельные игры Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целями Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса ( народные ), которые могут возникнуть по инициативе взрослого, так и более старших детей
игры с правилами подвижные игры сюжетные игры ролевые режиссерские игра - драматизация
Почему ребёнок обязательно должен играть в ролевые игры?