В. Н. Понарьина, заведующая школьной библиотекой МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Проектная деятельность – это учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности.
- перспективная форма повышения интереса к чтению и книге, - стимулирует детей к систематическому чтению, - расширяет круг чтения учащихся, - привлекает внимание детей к серьёзной литературе, - активизирует семейное чтение, - повышает качество чтения школьников, - учит детей работать в коллективе.
- информационные - исследовательские - практические - ролевые, игровые - творческие. Виды проектов по количеству исполнителей : - индивидуальный - групповой - общешкольный
- долгосрочный (1 год ) - среднесрочный ( полугодие ) - краткосрочный (1-2 месяца ). Роль учеников в проекте : - принимают решения ( выбирают ) - выстраивают систему взаимоотношений с людьми - учатся самостоятельности - работают ( воплощают свои решения в действительность ) - оценивают.
- поставить перед участниками проблему - организовывать и направлять поиск - помогать в выборе решений - рекомендовать, наблюдать, поддерживать - консультировать, знакомить с неизвестными приёмами работы - обеспечивать материальную базу - организовать презентацию проекта
1. Шаг первый. Определение темы будущего исследования ( проекта ). 2. Шаг второй. Тему проекта библиотекарь предлагает учащимся ( рассказывает о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проектной деятельности, получает одобрение ребят ).
3. Шаг третий. Разработка паспорта проекта. Определяются цели, средства выполнения и ожидаемые результаты.
4. Шаг четвёртый. Разработка специальной документации. 5. Шаг пятый. Разработка календарного плана проведения проекта.
6. Шаг шестой. Ведение дневника проекта. 7. Шаг седьмой. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме.
8. Шаг восьмой. Презентация результатов работы, освещение итогов в общешкольной газете, выступление в ГПД, организация внеурочного мероприятия. 9. Шаг девятый. Анализ выполненного проекта : подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т. д.
- воспитание гражданских и патриотических чувств и взглядов учащихся ; - положительное влияние на структуру чтения учащихся, качественное изменение самого чтения школьников ; - обучение учащихся новым видам чтения : просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее, критическое чтение ; - формирование умения критически мыслить.
- реализация умений и навыков учащихся, - развитие их творческих способностей, - повышение интереса к чтению, - формирование самостоятельности в деятельности детей
- улучшение качества знаний, - сотрудничество с педагогами, школьниками, родителями, - самореализация своих профессиональных качеств
« Крепка семья – крепка держава » (2009 год, учащиеся, родители, классные руководители 5-6 классов ; среднесрочный проект ). « По дорогам Сказок » (2010 год, учащиеся и педагоги 1-4, 5-7 классов ; среднесрочный проект ).
« Огонь – друг, огонь – враг » (2010 год, учащиеся 6-7 классов ; краткосрочный ). « Книжки - самоделки для школьной библиотеки » (2011 год, учащиеся 1-4 класса, учителя начальных классов, родители ; долгосрочный ).
« Твоё здоровье – в твоих руках » (2011 год, учащиеся 8-11 классов, учителя, родители ; краткосрочный ). « Мой любимый писатель » (2012 год, учащиеся 5- 8 классов, учителя русского языка и литературы ; долгосрочный )
I. Разработка проекта. 1. Выбор темы (выдвижение проблемы) 2. Разработка паспорта проекта 3. Составление плана II. Реализация проекта. 1. Подготовительная работа с учащимися. 2. Сбор и изучение информации 3. Обработка информации по теме /чтение, отбор/ 4. Составление списка литературы 5. Создание продукта 6. Ведение дневника 7. Подготовка и проведение презентации /защита работ/ III. Оценка проекта. Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы/
I ШАГ – Разработка проекта 1. Определение темы. Выдвижение проблемы: снижение интереса к чтению у современных школьников. Для создания мотивации провели беседы, классные часы с учащимися, анкетирование по теме проекта.
I ШАГ – Разработка проекта 2. Разработка паспорта проекта. В паспорте прописаны: цели и задачи проекта: воспитание любви к чтению, развитие умения осмысленного чтения; участники и сроки: ученики и педагоги 2-4, 5-8 классов; знания, умения и навыки, необходимые учащимся для работы; мотивация к работе; материально-техническое и информационное обеспечение; ожидаемые результаты: создание творческого отчёта по теме в виде буклета, презентации, проведение выставки- путешествия по страницам любимых книг и т.д. 3. Составление плана работы
II ШАГ – Реализация проекта 1. Подготовительная работа с учащимися. 2. Сбор и изучение информации. 3. Обработка информации по теме. 4. Составление списка литературы. 5. Создание творческого продукта. 6. Ведение дневника 7. Подготовка и проведение итоговой конференции по проекту и презентации итогов работы. III ШАГ Оценка Рефлексия /Осмысление и оценивание результатов работы
В сфере самостоятельной деятельности по созданию продукта, ведущей к творческому развитию личности каждого участника. В информационной сфере – усвоение способов приобретения знаний из различных источников.
В социально-трудовой деятельности по формированию умений жить и работать вместе с другими детьми в одной команде, оказывая друг другу помощь и создавая какой-либо полезный «продукт». В сфере культурно-досуговой – формирование уважительного отношения к книге и знаниям, к чужому труду и творчеству своих товарищей, развитие самоуважения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ