Формирование правильной речи ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Учет психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ должна включать в себя систематическую работу по созданию оптимальных психолого-педагогических условий правильного языкового и речевого развития воспитанников. Разработка системы контроля содержания и качества психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.
Умение педагогов решать задачи речевого развития детей, выявлять начальные признаки речевых нарушений, проводить профилактическую работу по их предупреждению во многом определяется уровнем их профессиональных знаний.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
Важной составляющей деятельности ДОУ в данном направлении является активное вовлечение всех сотрудников в методическую работу по обобщению, представлению и распространению педагогического опыта.
Одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико- грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов. В целях оценки уровня педагогической деятельности сотрудников по данному направлению в ДОУ можно проводить динамическое наблюдение и смотры- конкурсы организуемой в группах и кабинетах специалистов предметно- развивающей речевой среды.
Общий контроль должен осуществляться заведующийм детским садом и его заместителем по воспитательно-образовательной работе. Для обеспечения методической составляющей должны привлекаться участники (учителя-логопеды ДОУ; педагоги,) осуществляют консультирование педагогов по вопросам организации единого речевого режима в ДОУ, участвуют в оценке развивающей среды групповых помещений. Однако, оценка эффективности является объективной только при ее разностороннем рассмотрении и определении. Поэтому педагоги ДОУ осуществляют самоконтроль своей педагогической деятельности по данному направлению в соответствии с разработанными критериями. Данные самооценки являются составляющей частью итоговых результатов.