Герасимова Наталья Владимировна, учитель высшей квалификационной категории Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 100 г.Ростова –на -Дону
Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Единая линия развития ребёнка НООДОУ
Портрет выпускника ДОУ и НОО Общее ДОУ физически развитый любознатель ный овладевший средствами общения и способами взаимодейст вия со взрослыми и сверстника- ми. НОО выполняю щий пра- вила поведения здорового и безопасно- го образа жизни любозна- тельный доброже- лательный, умеющий слушать и слышать собеседни- ка
Портрет выпускника ДОУ и НОО Различия ДОУ соблюда ющий элемента рные общепри нятые нормы и правила поведе- ния овладев- ший уни- версальны -ми предпо- сылками учебной деятельнос ти имеющий первичные представле ния о семье, себе, обществе и государст- ве, мире, природе способный решать интеллекту альные и личностны е задачи (проблемы), адекватные возрасту. НОО уважающий и принимаю- щий ценнос- ти семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину Владею- щий осно- вами уме- ния учить- ся, пред- метными, метапред- метными результата ми способ ный к органи зации собст- венной дея- тельно -сти готовый самосто ятельно действо вать и отве- чать за свои поступ- ки.
Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ Система оценки – новые задания на проверку действий! Сделаны по нач.школе, начата переработка ГИА и ЕГЭ АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ, ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
Опрос родителей 72% на первое место поставили умение бегло читать, писать, решать сложные задачи; 11% - умение ребенка быть самостоятельным. 10% - психологическую готовность ребенка к школе; 7% - умение логически мыслить.
С точки зрения психологов Преемственность на дошкольном этапе развития : обеспечить общую готовность ребёнка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики ребёнка.
Из ФГТ «Готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.
предпосылки регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса - умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и др людей умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми - положительно относится к школе -умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека - умеет уважать достоинство других -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей - умеет уважительно относиться к чужому мнению - умеет понимать чувства других людей и сопереживать им
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре - в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила - может поддержать разговор на интересную для него тему -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила - может поддержать разговор на интересную тему - умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку и себе и своим действиям -умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку себе и своим поступкам - Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
Доминирующие формы педагогической работы Дошкольное образование Начальная ступень школьного образования Ведущая деятельность Развитие психических процессов через игру, игровое занятие. Личностное развитие, предметные результаты. Основная форма обучения - урок. Продукт Все виды игровой, художественно – продуктивной деятельности Учебная деятельность с использованием игровых приемов.
Портрет выпускника ДОУ Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Портрет выпускника начальной школы Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любящий свой народ, свой край, свою Родину. Владеющий основами умения учиться, предметными результатами, метапредметными результатами и способный к организации собственной деятельности.