СУЗДАЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
Вступление В своей презентации я хочу вам рассказать о керамике, ее истории, видах и о том, как ее производят. Почему я выбрала эту тему? Весной, вместе с родителями я ездила в древний российский город Суздаль, который находится во Владимирской области. У нас была возможность посетить мастер-класс по изготовлению керамики на заводе по ее производству. Я своими глазами увидела, как делается керамика и даже сама изготовила на гончарном круге несколько предметов. Мне очень понравилось и своими впечатлениями я хочу поделиться с вами.
Что такое керамика? Керамика (др.-греч. κέραμος глина) изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Проще говоря керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.др.-греч.глиныглинуобжиг Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется в машиностроении, приборостроении, авиационной промышленности и др., как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке.
Виды керамики Различают тонкую керамику и грубую. Основные виды тонкой керамики фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики гончарная керамика. Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Сырье для фарфора каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.Фарфоркаолинпесокполевой шпат Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.Фаянс Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, также используется в производстве посуды. Майолика имеет пористый черепок, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.Майолика литьёмелкварцевый песок Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины).Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками ангобами.Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия
История КЕРАМИКА ИЗВЕСТНА С ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ и является, возможно, первым созданным человеком материалом. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ КЕРАМИКИ ОТНОСЯТ К ЭПОХЕ МЕЗОЛИТА И НЕОЛИТА. МЕЗОЛИТАНЕОЛИТА ДРЕВНЕЙШИЙ ВИД КЕРАМИКИ ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЙ ГОРШЕЧНЫЙ ТОВАР С ЗЕМЛИСТЫМ, ОКРАШЕННЫМ И ПОРИСТЫМ ЧЕРЕПКОМ. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась наносился рельеф штампованием и гравировкой, глянцевитым слоем, цветной глазурью. Первоначально керамика формовалась вручную. изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры позволило изготовлять посуду с более тонкими стенками. К КОНЦУ XVI ВЕКА В ЕВРОПЕ ПОЯВИЛАСЬ МАЙОЛИКА. Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.МАЙОЛИКА ДекорДекор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались те, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора. В XVI ВЕКЕ В ГЕРМАНИИ РАСПРОСТРАНИЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО КАМЕННОЙ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ. После обжига при температуре °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В ГОЛЛАНДИИ ПРОИЗВОДИЛИ КРАСНУЮ КАМЕННУЮ КЕРАМИКУ ПО ОБРАЗЦУ КИТАЙСКОЙ КЕРАМИКИ. КАМЕННАЯ КЕРАМИКА ТАКЖЕ ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ И В АНГЛИИ. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века.
Технология производства Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные этапы: –Приготовление смеси или шликера (используемая в производстве фарфора кашеообразная, мягкая фарфоровая масса, состоящая из каолина, кварца и полевого шпата)шликерафарфоракаолинакварцаполевого шпата - Формовка изделия; –Сушка; –Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);глазури –Обжиг.Обжиг
Приготовление шликера Приготовление шликера идёт в три фазы: Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);полевого шпата песка В первую фазу добавляется глина; Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.
Формование Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объема. После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации). Но мож- но сделать керамическое изделие и на гончарном круге.
Глазуровка Глазурь глянцевидный сплав. ГЛАЗУРЬ НАНОСИТСЯ, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также ДЛЯ придания изделию повышенной ПРОЧНОСТИ. ТАКЖЕ для придания привлекательного внешнего вида ИЗДЕЛИЯ РОСПИСЫВАЮТ.
Ручная обработка изделий и обжиг После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при t 1230 градусов. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток. После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным. В суздальской керамике применяется также обжиг с дымлением. После обжига горячее изделие помещают в опилки, которые в свою очередь начинают тлеть, выделять дым и таким образом окрашивать изделие в черный цвет.
А вот, что у нас получилось!