Проведение исследования ICCS 2009
Международные сравнительные исследования качества общего образования Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2011 годы) TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2011 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) TEDS (2008 год) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009 годы) PISA (2000, 2003, 2006, 2009 годы)
Исследование ICCS-2009 Цели и задачи Оценить качество граждановедческого образования в средней школе Оценить качество граждановедческого образования в средней школе Выявить динамику в результатах (1999, 2000, 2008) Выявить динамику в результатах (1999, 2000, 2008) Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах Основные задачи на 2008 год: Анализ результатов экспериментальной проверки инструментария исследования Анализ результатов экспериментальной проверки инструментария исследования Подготовка к проведению основного исследования в 2009 году (формирование выборки школ, учащихся и учителей, подготовка инструментария) Подготовка к проведению основного исследования в 2009 году (формирование выборки школ, учащихся и учителей, подготовка инструментария)
Исследование ICCS-2009 Приоритетные области: Приоритетные области: В содержании В содержании Гражданское общество Гражданское общество Принципы гражданского общества Принципы гражданского общества Участие в общественной жизни Участие в общественной жизни Гражданская идентификация Гражданская идентификация В аффективно-деятельностной области В аффективно-деятельностной области Ценностные ориентации Ценностные ориентации Отношения Отношения Установки на деятельность Установки на деятельность Поведение Поведение В проверяемых умениях и видах деятельности В проверяемых умениях и видах деятельности Воспроизведение знаний Воспроизведение знаний Интерпретация, анализ, рефлексия, оценка, решение проблем Интерпретация, анализ, рефлексия, оценка, решение проблем
Сроки проведения и передача материалов в МЦКО Сроки проведения: апреля 2009 года апреля 2009 года Передача материалов: После проведения исследования все материалы должны быть переданы в МЦКО не позднее 24 апреля 2009 года. После проведения исследования все материалы должны быть переданы в МЦКО не позднее 24 апреля 2009 года.
Материалы тестирования Что получает Координатор тестирования 1 конверт «открытый» для каждого образовательного учреждения содержит: Список учащихся, отобранных для тестирования Список учащихся, отобранных для тестирования Список учителей Список учителей Протокол проведения тестирования ICCS (2 экз.) Протокол проведения тестирования ICCS (2 экз.) Форму для Расчета коэффициента участия Форму для Расчета коэффициента участия Инструкции по проведению тестирования и порядок проведения исследования Инструкции по проведению тестирования и порядок проведения исследования
Материалы тестирования Что получает Координатор тестирования 1 «закрытый» пакет содержит: Анкету для администрации ОУ Анкету для администрации ОУ Анкеты для всех учителей из списка Анкеты для всех учителей из списка Брошюру оценки знаний для каждого отобранного учащегося + 2 запасных Брошюру оценки знаний для каждого отобранного учащегося + 2 запасных Анкету для каждого отобранного учащегося Анкету для каждого отобранного учащегося + 2 запасных + 2 запасных
Материалы тестирования Что делать с полученными материалами? «Закрытый» пакет откладывается до тестирования – его можно вскрыть только за 1 час до начала проведения исследования С содержимым конверта необходимо ознакомиться заранее. С содержимым конверта необходимо ознакомиться заранее.
Кто проводит тестирование ? Основное требование для Проводящего тестирование – чтобы он не преподавал у учащихся, отобранных для тестирования, историю и обществознание; Основное требование для Проводящего тестирование – чтобы он не преподавал у учащихся, отобранных для тестирования, историю и обществознание; Желательно, чтобы Проводящий тестирование не являлся сотрудником ОУ, в котором он проводит тестирование; Желательно, чтобы Проводящий тестирование не являлся сотрудником ОУ, в котором он проводит тестирование; Наиболее предпочтительно, чтобы Проводящий тестирования не являлся сотрудником ни одного из образовательных учреждений, которые будут принимать участие в исследовании ICCS. Наиболее предпочтительно, чтобы Проводящий тестирования не являлся сотрудником ни одного из образовательных учреждений, которые будут принимать участие в исследовании ICCS.
Кто проводит тестирование ? Тестирование проводится: - подготовленными специалистами регионального уровня или, в исключительных случаях, - преподавателями образовательных учреждений.
Обязанности Школьного координатора За организацию и проведение тестирования в школе отвечает Школьный координатор
Обязанности Школьного координатора подготовка информации об учащихся и учителях школы (подготовка списков классов и списков учащихся); проверка и хранение материалов, полученных от Регионального координатора; проведение анкетирования администрации школы и учителей; Заполнение Списка учителей; Заполнение Списка учителей; подготовка к проведению исследования; контроль за качеством проведения тестирования и анкетирования; сбор материалов исследования; отправка материалов в Региональный центр.
Проведение анкетирования администрации и учителей Важно: удостовериться в том, что каждый учитель получил свою анкету с предусмотренным для него номером (на анкетах имеются наклейки с указанием фамилии учителей) удостовериться в том, что каждый учитель получил свою анкету с предусмотренным для него номером (на анкетах имеются наклейки с указанием фамилии учителей) статус участия учителя в анкетировании должен быть зафиксирован в Списке учителей статус участия учителя в анкетировании должен быть зафиксирован в Списке учителей
Пример Списка учителей
Заполнение Списка учителей Обозначения в Списке учителей: «R» – означает, что анкета заполнена и возвращена; «R» – означает, что анкета заполнена и возвращена; « N » – означает, что анкета не заполнена или не возвращена; « N » – означает, что анкета не заполнена или не возвращена; « TL » – означает, что учитель временно отсутствует в школе « TL » – означает, что учитель временно отсутствует в школе « NA » – означает, что учитель больше не работает в данной школе « NA » – означает, что учитель больше не работает в данной школе
Пример заполнения Списка учителей
Инструкция по проведению Инструкция по проведению тестирования содержит всю необходимую информацию о: подготовке к тестированию и анкетированию; требованиях, предъявляемых к тестированию и анкетированию; процедуре проведения исследования (Сценарий проведения тестирования); подготовке материалов к отправке в Региональный центр
Обязанности Проводящего тестирование Проведение тестирования и анкетирования в школе Проведение тестирования и анкетирования в школе Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования
Обязанности Проводящего тестирование Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Обеспечение правильного распределения тестовых материалов между учащимися Обеспечение правильного распределения тестовых материалов между учащимисяВажно!!! удостовериться в том, что учащиеся, сидящие за одной партой, выполняют разные варианты теста. (При необходимости нужно рассадить учащихся.) удостовериться в том, что учащиеся, сидящие за одной партой, выполняют разные варианты теста. (При необходимости нужно рассадить учащихся.) удостовериться в том, что каждый учащийся получил свою тетрадь с предусмотренным именно для него номером (на тетрадях имеются наклейки с указанием фамилии ученика) удостовериться в том, что каждый учащийся получил свою тетрадь с предусмотренным именно для него номером (на тетрадях имеются наклейки с указанием фамилии ученика)
Пример Списка учащихся
Обязанности Проводящего тестирование Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Обеспечение правильного распределения тестовых материалов между учащимися Обеспечение правильного распределения тестовых материалов между учащимися
Этапы тестирования 1. Организационная часть: раздача брошюр оценки знаний, чтение инструкции и т.д. 10 минут 2. Проведение оценки знаний 45 минут 3. Перерыв минут 4. Анкетирование 40 минут Важно, чтобы учащиеся успели ответить на все вопросы анкеты. При необходимости время на заполнение анкет можно добавить. 5. Сбор материалов тестирования и анкетирования 5 минут 5 минут Всего: около 1,5 часов
Обязанности Проводящего тестирование Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Обеспечение стандартизированной процедуры тестирования: Тестирование должно проходить строго по Сценарию проведения, приведенному в Инструкции по проведению тестирования Тестирование должно проходить строго по Сценарию проведения, приведенному в Инструкции по проведению тестирования Во время тестирования можно отвечать на вопросы только по процедуре тестирования, но не по содержанию вопроса Во время тестирования можно отвечать на вопросы только по процедуре тестирования, но не по содержанию вопроса
Обязанности Проводящего тестирование Документальное подтверждение того, что исследование в школе проводилось в соответствии с международными требованиями: Документальное подтверждение того, что исследование в школе проводилось в соответствии с международными требованиями: Заполнение Списка учащихся Заполнение Списка учащихся Заполнение Протокола проведения тестирования Заполнение Протокола проведения тестирования Расчет коэффициента участия Расчет коэффициента участия
Заполнение Списка учащихся Список учащихся полностью повторяет список из классного журнала на момент отправки его в Национальный центр. Список учащихся полностью повторяет список из классного журнала на момент отправки его в Национальный центр. В случае появления в классе нового учащегося информация о нем вносится в конец списка. В случае появления в классе нового учащегося информация о нем вносится в конец списка. Для этих учащихся предусмотрены дополнительные брошюры оценки знаний и анкеты. Для этих учащихся предусмотрены дополнительные брошюры оценки знаний и анкеты.
Пример Списка учащихся
Заполнение Списка учащихся Присутствие или отсутствие учащегося на каждом из этапов исследования (тестировании и анкетировании) отмечается в списке учащихся: « С » – означает, что учащийся присутствовал и выполнял работу на данном этапе; « С » – означает, что учащийся присутствовал и выполнял работу на данном этапе; « А » – означает, что учащийся отсутствовал и не выполнял работу на данном этапе; « А » – означает, что учащийся отсутствовал и не выполнял работу на данном этапе; « NА » – означает, что на момент проведения тестирования учащийся не являлся учеником данной школы « NА » – означает, что на момент проведения тестирования учащийся не являлся учеником данной школы « Е » – означает, что учащийся был исключен перед проведением тестирования « Е » – означает, что учащийся был исключен перед проведением тестирования
Пример заполнения Списка учащихся
Заполнение Протокола проведения тестирования В Протоколе проведения указывается: номер или название школы; номер или название школы; класс; класс; Ф.И.О. Школьного координатора; Ф.И.О. Школьного координатора; Ф.И.О. и статус лица, проводящего тестирование; Ф.И.О. и статус лица, проводящего тестирование; Тип тестирования (основное или дополнительное) и дата проведения; Тип тестирования (основное или дополнительное) и дата проведения; Время проведения каждого из этапов исследования; Время проведения каждого из этапов исследования; Количество использованных тетрадей и анкет; Количество использованных тетрадей и анкет; Комментарии к ходу тестирования (проблемы, происшествия и т.п.) Комментарии к ходу тестирования (проблемы, происшествия и т.п.)
Расчет коэффициента участия Коэффициент участия рассчитывается как процент числа принявших участие в основном тестировании от общего числа допущенных к тестированию учащихся класса (за исключением выбывших (отмеченных «NA» ) и исключенных (отмеченных «Е» ) )
Расчет коэффициента участия Пример: В тестируемом классе 16 человек по списку; 2 учащихся отсутствовали на тестировании, 1 учащийся выбыл Коэффициент участия = 13/15х100=86,6% Полученный процент участия менее 90%. Это означает, что необходимо провести дополнительное тестирование для отсутствующих учащихся
Проведение дополнительного тестирования Если в основном тестировании приняло участие менее 90% учащихся класса, то в школе проводится дополнительное тестирование Если в основном тестировании приняло участие менее 90% учащихся класса, то в школе проводится дополнительное тестирование В дополнительном тестировании принимают участие лишь учащиеся, включенные в список и не участвовавшие в основном тестировании. В дополнительном тестировании принимают участие лишь учащиеся, включенные в список и не участвовавшие в основном тестировании. Заменять учащихся НЕЛЬЗЯ! Заменять учащихся НЕЛЬЗЯ!
Проведение анкетирования учащихся Учащиеся читают вопросы и отвечают на них самостоятельно. Если возникают вопросы, то они разъясняются учителем (См. Приложение Б в Инструкции по проведению тестирования). Обязательное условие! В конце анкетирования нужно просмотреть анкеты – на все ли вопросы ответили ученик
Сбор и отправка материалов После окончания тестирования и анкетирования Проводящий тестирование должен вернуть Школьному координатору ВСЕ брошюры и анкеты вместе с заполненными Списком учащихся, Протоколом проведения тестирования и формой Расчета коэффициента участия После окончания тестирования и анкетирования Проводящий тестирование должен вернуть Школьному координатору ВСЕ брошюры и анкеты вместе с заполненными Списком учащихся, Протоколом проведения тестирования и формой Расчета коэффициента участия Статус участия учащегося должен быть зафиксирован в Списке учащихся Статус участия учащегося должен быть зафиксирован в Списке учащихся Все пункты Протокола проведения тестирования должны быть заполнены Все пункты Протокола проведения тестирования должны быть заполнены Коэффициент участия должен быть подсчитан Коэффициент участия должен быть подсчитан
Сбор и отправка материалов При отправке пакета с материалами в МЦКО необходимо проверить наличие следующих материалов (от каждой школы):
Сбор и отправка материалов Заполненный Список учащихся; Заполненный Список учащихся; Заполненный Протокол проведения тестирования; Заполненный Протокол проведения тестирования; Заполненную форму Расчета коэффициента участия; Заполненную форму Расчета коэффициента участия; Заполненные Брошюры оценки знаний для каждого учащегося в классе; Заполненные Брошюры оценки знаний для каждого учащегося в классе; Заполненные анкеты для учащихся; Заполненные анкеты для учащихся; Заполненный Список учителей; Заполненный Список учителей; Заполненные анкеты учителей; Заполненные анкеты учителей; Заполненная анкета для администрации школы; Заполненная анкета для администрации школы; Незаполненные брошюры и анкеты. Незаполненные брошюры и анкеты.
Хранение копий документов тестирования Необходимо сохранить копии всех документов тестирования: Списка учащихся, отобранных для тестирования; Списка учащихся, отобранных для тестирования; Протокола проведения тестирования; Протокола проведения тестирования; Списка учителей; Списка учителей; Формы расчета коэффициента участия. Формы расчета коэффициента участия. Копии должны храниться в ОУ до 31 декабря 2009 года. Оригиналы всех документов должны быть отправлены вместе с материалами тестирования в Региональный центр.
Сбор и отправка материалов Сдача материалов тестирования в МЦКО не позднее 24 апреля. Тел./факс: 8(495) , сайт: mcko. ru Спасибо! Спасибо!