О нормативно-правовой базе уровневого образования
ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). 2. Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» 3. Федеральный закон от г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 4. Федеральный закон от г. 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»
3 Уровни высшего профессионального образования Бакалавриат Подготовкаспециалиста или магистратура или магистратура
- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. Уровни высшего профессионального образования:
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от г. N 1136)
Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра. Письмо Минобрнауки России N от 11 февраля 2011 г. «Об обеспечении бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации»
7 Образовательные траектории Бакалавр 1 Магистр 1 Аспирантура Специалист 1
8 Формы получения высшего образования : очная; очная; очно-заочная (вечерняя); очно-заочная (вечерняя); заочная; заочная; экстернат. экстернат.
Структура федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов ВПО осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от N 142)
Наличие ФГОСов по направлениям подготовки бакалавров и магистров: Сайт Минобрнауки России / ДОКУМЕНТЫ / - Федеральные государственные образовательные стандарты - Приказы Минобрнауки России
Сайт Минобрнауки России / ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального общего образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС начального профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС среднего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования Проекты ФГОС высшего профессионального образования / ДОКУМЕНТЫ / - Проекты нормативно-правовых актов - Проекты нормативно-правовых актов Минобрнауки России
Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ, Статья 6 Федерального закона от г. 260-ФЗ: 1.Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2010 года обучение в образовательных учреждениях ВПО по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО. 2. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 декабря 2010 года. Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.
Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (приказы Минобрнауки России: от , от , от ). Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов (постановление Правительства РФ от ). Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов (утверждены ФГОС бакалавров (79%) и магистров (83%), специалистов (6%). письмо Минобрнауки России от «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования» Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов (размещаются на сайте ФИРО и разработчиков ФГОС, письмо Минобрнауки России от «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования» ).
Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов (Федеральный закон от ФЗ). Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов (Федеральный закон от ФЗ). Должны быть подготовлены: Должны быть подготовлены: Таблица соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня (приказ Минобрнауки России от – будет ОТМЕНЕН). Таблица соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня (приказ Минобрнауки России от – будет ОТМЕНЕН). Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.
Лицензии на новые ООП Пункт 4) статьи 1 Федерального закона от ФЗ: При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) Минобрнауки России устанавливает их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанных в предыдущих перечнях или ОКСО. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.
Лицензии на новые ООП Должны быть подготовлены: Должны быть подготовлены: Таблицы соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня : Таблицы соответствий направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня : - для направлений магистратуры и для направлений бакалавриата (приказ Минобрнауки России от для направлений магистратуры и для направлений бакалавриата (приказ Минобрнауки России от будет ОТМЕНЕН), - будет ОТМЕНЕН), Версия проекта нового приказа размещена на сайте : fgosvpo.ru на сайте : fgosvpo.ru
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 293-ФЗ Статья Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года. 2. Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока. 2. Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.
Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется : Для организации образовательного процесса в вузе:. Основные образовательные программы вуза по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, маристратуры, подготовки специалиста и формам обучения. Расписание занятий : Должны быть разработаны и утверждены: письмо Минобрнауки России от «О разработке основных образовательных программ») Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (письмо Минобрнауки России от «О разработке основных образовательных программ»). Порядок освоения, сокращенных или ускоренных программ бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным).