Компетентностный подход к организации воспитательного процесса в диаде «Лицей - КГУ» Т.Г.Алексеева, заместитель директора по учебной работе, выпускница российско-британской программы «Менеджмент в образовании» 2008 года, магистр в сфере социально-экономических наук Манчестерского университета
КГУ и Лицей имеют одну общую цель: одну общую цель: успешное профес- сиональное самоопредел ение выпускника общие проблемы: 1. Набор абитуриентов; 2. Оптимальное определение профилей (специальностей); 3. Освоение балльно- рейтинговой системы
Портрет современного человека с точки зрения компетентностного подхода Компетентностный подход актуализирует 3 востребованные компетентности современного человека: Компетентностный подход актуализирует 3 востребованные компетентности современного человека: 1. Умение общаться; 2. Умение работать с информацией; 3. Использование ИК – технологий в работе и повседневной жизни Учитель формирует базовые компетенции детей и потому должен отвечать понятиям: Учитель формирует базовые компетенции детей и потому должен отвечать понятиям: знаю; знаю; делаю сам; делаю сам; могу научить других; могу научить других; то, чему я учу, востребовано в.. то, чему я учу, востребовано в..
Сохранение преемственности: В мировоззрении (преподавание базовых и профильных дисциплин, «День науки»); В мировоззрении (преподавание базовых и профильных дисциплин, «День науки»); В организации воспитательного процесса (воспитание в рамках предмета и различных проектов); В организации воспитательного процесса (воспитание в рамках предмета и различных проектов); В создании высокоинтеллектуальной среды (сотрудничество с КГУ) В создании высокоинтеллектуальной среды (сотрудничество с КГУ)
День науки как сотворчество Лицея и КГУ
КГУ осуществляет внешний аудит проекта «Пушкинский бал»
Компетентностный подход в воспитании основывается на следующих постулатах: Преобладает собственный пример (воспитываю на том, во что верю сам) ; Преобладает собственный пример (воспитываю на том, во что верю сам) ; Обучаю в делании (не слова, но действия); Обучаю в делании (не слова, но действия); Осваиваю «новые территории» возможностей; Осваиваю «новые территории» возможностей; Готовлю смену (Учитель – тьютор – ученик; педагогическая практика). Готовлю смену (Учитель – тьютор – ученик; педагогическая практика).
Совместное построение образовательной траектории: «точки опоры» Выбор (профиль, кружок, электив, досуг); Выбор (профиль, кружок, электив, досуг); Углубление знаний (учебный план – кружки – выбор ЕГЭ - профориентация); Углубление знаний (учебный план – кружки – выбор ЕГЭ - профориентация); Среда (сотрудничество с представителями ученого мира КГУ: Р.В.Даминовым, А.И.Фишманом, Л.В.Бакулиной и т.д.); Среда (сотрудничество с представителями ученого мира КГУ: Р.В.Даминовым, А.И.Фишманом, Л.В.Бакулиной и т.д.); Высокая мотивация окружающих в выбранной области. Высокая мотивация окружающих в выбранной области.
Формирование осознанного выбора Подготовительные курсы как «вхождение» в систему лицейского образования (аналог «малых» факультетов КГУ); Подготовительные курсы как «вхождение» в систему лицейского образования (аналог «малых» факультетов КГУ); Результативное окончание основной школы как сигнал о дальнейшем профессиональном выборе (физики-лирики); Результативное окончание основной школы как сигнал о дальнейшем профессиональном выборе (физики-лирики); Вводно-адаптационный тренинг как момент «вживания» в новую среду (инновация Лицея). Вводно-адаптационный тренинг как момент «вживания» в новую среду (инновация Лицея).
Формирование способности к выбору Возможность изменить в течение учебы: Выбор (профиль, кружок, электив, досуг); Выбор (профиль, кружок, электив, досуг); Углубление знаний (учебный план – кружки – выбор ЕГЭ - профориентация); Углубление знаний (учебный план – кружки – выбор ЕГЭ - профориентация); Среду (сотрудничество с представителями ученого мира КГУ, использование ресурсов КСК КГУ, научной библиотеки, демонстрационного зала); Среду (сотрудничество с представителями ученого мира КГУ, использование ресурсов КСК КГУ, научной библиотеки, демонстрационного зала); Выбранную область. Выбранную область. Выбор (профиль, кружок, электив, досуг); Углубление знаний (учебный план – кружки – выбор ЕГЭ - профориентация); Среда (сотрудничество с представителями ученого мира КГУ); Высокая мотивация окружающих в выбранной области.
Развитие способности к осознанному выбору образовательной траектории Пучкова И.Н., к.псих.н., сотрудник кафедры психологии КГУ, Рязанова О.В., сотрудник психологического факультета КГУ, выпускница лицея 2002 г.
Цель Цель Сформировать у учащихся 9 классов личностную готовность к первоначальному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания средней школы. Сформировать у учащихся 9 классов личностную готовность к первоначальному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания средней школы.Задачи Провести первоначальную предпрофильную диагностику учащихся 9 классов; Провести первоначальную предпрофильную диагностику учащихся 9 классов; Выявить готовность учащихся к профильному обучению; Выявить готовность учащихся к профильному обучению; Оптимизировать выбор профиля обучения в соответствии с возможностями школьника; Оптимизировать выбор профиля обучения в соответствии с возможностями школьника; Выявить интересы, склонности, способности, определяющее характер и успешность образовательной деятельности учащихся в старших классах в рамках формирования профориентационных намерений учащихся. Выявить интересы, склонности, способности, определяющее характер и успешность образовательной деятельности учащихся в старших классах в рамках формирования профориентационных намерений учащихся.
1 этап: Компьютерная диагностика - Блок: Интересы Выявление интересов, склонностей к школьным предметам; - Блок: Способности Выявление уровня сформированности способностей к профилям дальнейшего обучения в старшей школе; - Блок: Личность Выявление личностных особенностей, способствующих успешному обучению в профильных классах. 2 этап: Индивидуальная консультация с психологом-профконсультантом по результатам тестирования
: Тестирование прошло 77 человек, из них
КлассКоличество учащихся прошедших тестирование Рекомендуемый профиль по результатам диагностики Соц.-гум.Соц.-эконом.Физ.-мат.Хим.-биол.Спорный профиль 9 А В С Д Итого
Из полученных результатов видно, Из полученных результатов видно, что 54,6 % выбрали профиль дальнейшего обучения правильно, что 54,6 % выбрали профиль дальнейшего обучения правильно, а оставшиеся а оставшиеся 45,4 % учащихся 9 классов находятся на стадии выбора и 45,4 % учащихся 9 классов находятся на стадии выбора и этот выбор может быть для них затруднителен.
Поэтому необходимо осуществить психолого-педагогическое сопровождение школьников при переходе в профильную школу и провести ряд коррекционных работ с целью создания поэтапной адаптации учащихся при переходе в профильную школу. Поэтому необходимо осуществить психолого-педагогическое сопровождение школьников при переходе в профильную школу и провести ряд коррекционных работ с целью создания поэтапной адаптации учащихся при переходе в профильную школу. Можно выделить следующие этапы психолого-педагогического сопровождения при переходе в профильную школу: Можно выделить следующие этапы психолого-педагогического сопровождения при переходе в профильную школу: Информационные лекции, повышающие кругозор учащихся в области профильного обучения; Информационные лекции, повышающие кругозор учащихся в области профильного обучения; Создание ситуаций профессионального самоопределения учащихся (деловые игры, тренинги, наблюдение); Создание ситуаций профессионального самоопределения учащихся (деловые игры, тренинги, наблюдение); Индивидуальные консультации; Индивидуальные консультации; Организация взаимодействия с родителями учащихся (лекции, беседы, индивидуальные консультации, выявление запросов родителей) ; Организация взаимодействия с родителями учащихся (лекции, беседы, индивидуальные консультации, выявление запросов родителей) ;