Эффективность внешней помощи с учетом гендерных аспектов: роль организаций гражданского общества Бишкек, 2010 Проект «Партнерство между ЕК и ООН по гендерному равенству в целях развития мира»
Содержание презентации: Официальная внешняя помощь Кыргызской Республике: история вопроса Исследование «Эффективность внешней помощи и гендерное равенство» в 2008 и 2010гг. Участие ОГО в процессе обсуждения Парижской декларации, Форуме высокого Уровня в Гане (Аккра) и процессах после него Примеры изменения государственных и донорских политик и программ под влиянием ОГО в Кыргызстане Final report Annex 4
Внешняя помощь в КР: история вопроса КР получала кредиты, консультационные услуги, гранты, поддержку международных инициатив, др. способы ВП Гос. внешний долг (ГВД) вырос к 2000 г. до величины превышающей ВВП (101,9%) Стратегия сокращения внешнего долга на гг.: заимствований при льготности не менее 45%; сокращение ПГИ и увеличение объема грантов; реструктуризация внешнего долга в рамках Парижского Клуба Соотношение внешнего долга к ВВП сократилось с 101,9% в 2000г. до 55,6% в 2009г. Правительство и доноры осуществили гармонизацию процедур внешней помощи через принятие Совместной стратегии помощи стране Final report Annex 4
Структура Программы государственных инвестиций (ПГИ) гг. в финансировании проектов ПГИ доля внешнего финансирования составила 91,6% от всего объема финансирования от общей суммы внешнего финансирования АБР - 37,3% (105,8 млн. $) ВБ – 44,2% (125,5 млн. $) ИсБР – 4,2% (11,8 млн. $) Правительство Германии – 7,8% (22,2 млн. $) другие – 6,5% (18,4 млн. $) Final report Annex 4
Среднесрочный прогноз бюджета Final report Annex 4
Финансирование социальной сферы (в % к ВВП) Показатели Расходы бюджета всего25,324,329,8 Расходы бюджета на социальную сферу12,811,913,6 социальная защита2,72,52,8 здравоохранение2,62,43 образование5,65,25,9 Доходы всего25,425,228,3 в т.ч. полученные официальные трансферты1,30,85,2 Final report Annex 4
Концепт развития и гендерное равенство Процессы развития оказывают различное воздействие на женщин и мужчин, мальчиков и девочек Гендерное неравенство отражается на показателях бедности и подрывает эффективность развития Гендерное равенство признано в качестве основы демократического устойчивого развития и отражено в обязательствах стран на глобальном уровне
«О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (CEDAW) - ратифицирована КР в 1996г. Факультативный протокол - КР присоединился в 2001г. Отчеты Правительства КР перед Комитетом ООН по дискриминации: 1999г. 2004г. 2008г. 2000г. - Декларация тысячелетия, Цели Развития Тысячелетия в т.ч. Цель 3 «Продвижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин» Международные обязательства КР
Исследование по 12 пилотным странам, в т.ч. КР: Разрыв между обязательствами и ресурсами Экономическая политика и ВП фокусируются на фискальной и денежно-кредитной политике и ПГИ Основной механизм донорской помощи развивающимся странам - отдельные проекты международных агентств развития через Отделы Реализации Программ (ОРП) В результате – отсутствие у стран-получателей чувства принадлежности к процессу развития Финансирование на гендерное равенство, права человека и экологическую устойчивость - минимальное С конца 1990-х годов данный подход стал критиковаться по всем мире и в Кыргызстане
Парижская декларация об эффективности внешней помощи, стран-доноров, 80 стран-получателей (в т.ч КР) и 25 многосторонних учреждений Фокус на выделении средств через секторальный подход и поддержку национального бюджета, а не на отдельных проектах Для стран-получателей – большие и предсказуемые потоки внешней помощи и чувство причастности к процессу развития Для доноров – эффективное оказание помощи и создание системы подотчетности по отслеживанию внешней помощи и ее результатов
Принципы Парижской декларации Принадлежность: опора на национальные стратегии развития – заинтересованное участие правительств, выраженное в наличии СРС с четкими приоритетами, связанные со структурой расходов и отраженные в годовых бюджетах Согласованность: оказание помощи донорами в соответствии со стратегиями и процедурами страны Гармонизация: лучшая координация предоставляемой помощи Управление, ориентированное на результат: ресурсы и процесс принятия решений связаны с результатами Взаимная подотчетность: совместные оценки прогресса в повышении эффективности внешней помощи
Форум Женских организаций в Аккре
Конференция ОГО по эффективности внешней помощи
Аккрская программа действий, 2008 Признание важности результатов развития, а не только процесса оказания помощи Признание центрального характера гендерного равенства, прав человека и экологической устойчивости при оценке результатов развития («краеугольные камни») Пересмотр применения принципов ПД Н-р, принцип «Принадлежность» был переформулирован и теперь включает в себя не только опору на СРС, но более широкий круг заинтересованных лиц таких, как Парламенты, и организации гражданского общества
В 2008г. - Альянс «Женские Законодательные Инициативы» Входят 146 членов, из них: 23 женщин-депутатов Жогорку Кенеша КР 71 НПО 52 физических лица Региональные группы Альянса действуют во всех 7 областях страны и г. Бишкек Final report Annex 4
Альянс начинает контроль над ВП Делегация КР в Гане проводит повышение потенциала для: Депутатов Парламента ОГО, в том числе женских НПО Донорского сообщества Государственных структур: - Министерства экономического развития - включает ряд мер в НПД по повышению эффективности внешней помощи - Министерства Труда и Социального равзития Final report Annex 4
Для оценки ОГО в Кыргызстане выбрали индикаторы: Принципы ПД Выбранные для отслеживания индикаторы Принадлежность Страна (Кыргызстан) в 2010 году, должна обладать институциональными структурами, которые создают условия для систематического участия гражданского общества и женских групп в планировании, реализации и мониторинге национального развития (включая формулирование НССБ). Гармонизация и согласование Процентная доля государственных и донорских средств, направленных на достижение специфических гендерных целей, например, насилие в отношении женщин, предотвращение ВИЧ/СПИД и лечение. Взаимная подотчетность и управление, ориентированное на результат Процентная доля внешней помощи, направленной на совместные (гармонизированные) системы усиления потенциала правительства и доноров по внедрению комплексного гендерного подхода в программы на страновом уровне. Final report Annex 4
Принцип ПД в Кыргызстане: Опора на национальные стратегии развития СРС-2 тесно увязан с международными соглашениями и инициативами, в том числе с ЦРТ, Стратегией Помощи Стране (СПС) и др. Видение и цели развития включают «защита гражданских прав и достижение гендерной справедливости». Отмечено, что «реформы системы государственного управления будут направлены на создание компактной системы исполнительной власти, …, достижение гендерного паритета в управлении».
Раздел 5.7. «Политика достижения гендерного равенства» в гл. «Среда развития» Интеграция гендерно-чувствительных мер в секторальные политики и программы с использованием гендерно-дезагрегированных индикаторов при мониторинге и оценки СРС Пересмотр НПД по ГР, гармонизация мер и индикаторов мониторинга с секторальными стратегиями развития Приоритет: расширение экономических возможностей женщин и сокращение вертикальной и горизонтальной гендерной сегрегации на рынке труда
Принцип ПД в Кыргызстане: Гармонизация Механизм координации и поддержки в области гендерного равенства существовал с 2000г. с Гендерная тематическая группа ООН На основе СРС на гг.: Создание Донорского Совета Разработка «Совместной Стратегии Помощи Стране» Разработано специальное приложение к ССПС по гендерному равенству и правам челоевка
Принципы ПД в Кыргызстане: «Управление, ориентированное на результат» и «Взаимная подотчетность» Сборники гендерно – разделенной статистики Индикаторы выполнения СРС, из 100 – 36 гендерно- дезагрегированы, создана РГ по гендерному мониторингу СРС Гос. программа развития стат. информационной системы КР с мерами по гендерной статистике на гг. Проводятся ежегодные обзоры прогресса в исполнении ПД (правительство и ВБ) НО: Совместная оценка не включает в должной мере Парламент и гражданское общество Механизмы совместной оценки не учитывают вопросы гендерного равенства и прав человека
Внешняя помощь предоставляется бедным странам через механизмы: Планирование национального развития и сокращения бедности (НССБ) Прямая бюджетная поддержка Широко-секторальные подходы (SWAps) Корзиночное финансирование Совместные стратегии помощи
Сокращение бедности и Прямая бюджетная поддержка Опора на национальные стратегии развития: НССБ, СРС Инициирован ВБ и МВФ, условие предоставления займов для стран, имеющих большой внешний долг. Определяются главные проблемы препятствующие сокращению бедности и создается стратегия В КР: НССБ гг., СРС гг. получили поддержку донорского сообщества Средства направляются в определенные самим государством сектора нет формального ограничения со стороны доноров, куда средства могут быть направлены. В КР: займы МВФ с 1993г. по реализации проектов стабилизации экономики и сокращению бедности
Широко - Секторальный подход (SWAP) ВП направляется на развитие определенного сектора: здравоохранения, образования, сельского хозяйства, а не на поддержку отдельного проекта. В КР по аналогии со SWAP: программные займы ВБ на реформы: PESAC - реструктуризация промышленных предприятий FINSAC – реорганизация финансового сектора GSAC – реформы госуправления В 1990-х гг. МО в области здравоохранения работали независимо друг от друга. Объединение усилий ВОЗ, ВБ, USAID, DFID, DANIDA, Фонд Ноу-хау, TICA - внедрение SWар в здравоохранении через разработку Программы «Манас-таалими».
Пример: SWAP в образовании Министерство образования инициировало создание Международного Консультативного Совета по Образованию (МКСО) в 2003г. С 2011г. система образования переводится на финансирование по принципу SWAP В наст. время Делегация Европейской Комиссии готовит сектор к внедрению
Гендерные аспекты в разделе СРС «Образование, востребованное обществом» - ДДО Проблема: «Сокращение доступа детей к ДО; уменьшение количества ДУ из-за нехватки фин-я, сокращение программ для детей младшего возраста, что негативно сказывается на их последующем обучении и развитии» Задача «Расширения доступа к предшкольному образованию детей» Меры: - расширение охвата программами предшкольной подготовки детей, внедрение 100час. подготовки во всех общеобразовательных школах - усовершенствование гос. программы предшкольной подготовки - обеспечение учебно-методическими, игровыми и развивающими материалами дошкольных учреждений и начальных школ - повышение квалификации педагогических работников - анализ эффективности моделей и форм (в том числе сменной модели, общинных дошкольных организаций, и др.) дошкольного образования - привлечение общественности для определения форм и моделей ДО, информирование населения о важности развития детей
Почему эта проблема введена в СРС В нач х - в КР детских садов В наст. время (54,4 тыс. детей) - 11% от численности детей соотв. возраста Охват детей ДДО в городской местности составляет 27% В сельской - 4,7% в Бишкеке в наст. время - 75 ДС, 10 из них - для детей с отклонениями в развитии Рассчитаны - на 10 тысяч, в реальности - 16 тысяч В муниципальных дс в каждой группе по детей Частные ДС - не ниже 200 долларов в месяц
Гендерные аспекты в разделе СРС «Образование, востребованное обществом» «Будет проводиться подготовительная работа к внедрению в 2011 г. Программы широкосекторальной поддержки развития образования (SWAp), что потребует коренного изменения подходов к государственному управлению образованием и улучшения координации деятельности донорских организаций» Совершенствование экспертизы (в том числе гендерной) и апробации учебных изданий на основе работы экспертных советов Специальная мера для уменьшения профессиональной сегрегации и феминизации образования: «привлечение юношей к учительской деятельности»
Численность учителей дневных общеобразовательных школ Учебный год ВсегоЖМЖ%М% 2003/ ,721,3 2004/ ,721,3 2005/ ,420,6 2006/ ,419,6 2007/ ,118,9
Доля женщин (%) в числе студентов ВПУЗ , , , , , , , , ,3
Отраслевая сегрегация среди студентов средних профессиональных учебных заведений % Ж% М Технология товаров ш.п. 98 Технологическ ие машины и оборудование 95 Здравоохран ение 90 Разработка полезных ископаемых 94 Образование 88 Естественные науки 92 Сервис73 Строительств о и архитектура 89 Метрология, стандартиз. 67 С/Х и рыбоводство 78
Отраслевые стратегии в образовании Концепция развития образования в КР ( г. N259) Национальный План действий по образованию для всех ( г. N 504) Национальная стратегия развития высшего профессионального образования до 2017г. ( г. 474/1) Везде - упор на образовании девочек Игнорирование приоритетов СРС
Проект АБР «Профессиональное образование и развитие навыков» - 10 млн. долларов Проектный документ АБР не содержит гендерного анализа В ожидаемых результатах содержится индикатор: к 2012г. достичь 45% девушек в числе обучающихся в системе ПТО. В 2005 г. среди учащихся 36% (8 635) были девушки. Нет механизмов, поясняющих как их число увеличится (за счет чего?) При этом проблема профессиональной сегрегации в ГАПТО и АБР не призанется актуальной Отдел реализации программ - 6 сотрудников
Число девушек, обучающихся в системе ПТО год% девушек % ,5%, ,1% ,6%
Выводы по примеру: СРС содержит меры по достижению гендерного равенства, в т.ч. в сфере образования, КР имеет все основания утверждать, что цели ГР включены в национальные приоритеты развития., SWAP в секторе образования будет финансироваться с их учетом принципы финансирования и оказания помощи необходимо менять и брать под контроль ЖК и ГО через использование инструмента гендерного анализа бюджетов
Бюджет КР на 2010г. Образование ,5% Медицина ,5% Материнство и детство ,9% Улучшение госуправления % Агрокомплекс % Дорожный фонд % Электроэнергия % Экология ,4 Гендер ,1 Капрасходы , 8 % Final report Annex 4
Пример увеличения расходов: МТСР/ГАСО пособия по беременности и родам Финансирование пособий из республиканского бюджета с изменением расчетной суммы: с 7 до 10- кратного размера расчетного показателя Средний размер пособия по беременности и родам составляет 14,3% от среднемесячной заработной платы (СМЗ) трудоспособного населения (средний размер пособия на погребение - 25,4% от СМЗ) Критерии начисления пособий – разные Проблема отхвата пособиями: - с 1991 по 2008гг. экономическая активность женщин сократилась (81,6% до 53,6%), у мужчин (86,6% до 77,2%). - женщины составляют 24% занятых в формальном секторе, в неформальном секторе – 58%
Выводы Интеграция гендерного подхода возможна в любой документ или программу (страновую, отраслевую, донорскую) Его использование повысит эффективность мер экономической и бюджетной политики Процесс разработки и приоритезации развития должен быть прозрачен и подконтролен ЖК и ОГО Лоббирование со стороны ОГО способно вносить изменения в механизмы предоставления помощи