«Личностно– ориентированная педагогика как технология развития образования» Начальник информационно- методического отдела УО ЗМР РТ Валеева К.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Advertisements

Личностно-ориентированное обучение. Отличие ЛОУ от традиционного урока.
Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика. Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать.
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. С другой стороны - это наука о способах воздействия.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Метод сотрудничества как технология личностно – ориентированного подхода Говорили, что скоро взамен теперешних шпаргалок появятся электронные, т.е. «микромозг»
Технологии личностно-ориентированного урока «Познай и сотвори себя»
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Личностно-ориентированного обучение (Якиманская И.С., Алексеев Н.А.) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) Педагогика сотрудничества Педагогические.
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
Личностно-ориентированная технология. В центре внимания –уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная.
Личностно ориентированный урок Подход А.В. Хуторского Подход А.А. Плигина Подход И.С. Якиманской Презентацию подготовила: Колесова Светлана Владиславовна,
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно ориентированное обучение. Педагогически е технологии по подходу к обучаемому АВТОРИТАРНЫЕДИДАКТИКО ЦЕНТРИЧЕС КИЕ ЛИЧНОСТО ОРИЕНТИРОВАНН ЫЕ СТУДЕНТ.
Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА _____________________ На примере уроков.
«Личностно – ориентированная технология обучения» учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ ЦО Ларина Людмила Николаевна.
Транксрипт:

«Личностно– ориентированная педагогика как технология развития образования» Начальник информационно- методического отдела УО ЗМР РТ Валеева К.Г.

Педагогические технологии авторитарные технологии субъект учебно-воспитательного процесса - учитель, объект - ученик, технологии отличаются жёсткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждений. субъект учебно-воспитательного процесса - учитель, объект - ученик, технологии отличаются жёсткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждений. дидактоцентрические технологиидидактоцентрические технологии субъект - учитель, объект - ученик, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. субъект - учитель, объект - ученик, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. личностно-ориентированные технологииличностно-ориентированные технологии ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. ставят в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов.

гуманно-личностные технологии имеют гуманистическую сущность, психотерапевтическую направленность на поддержку личности, помощь ей. Они строятся на идеях всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистической веры в его творческие силы, отвергают принуждение.гуманно-личностные технологии имеют гуманистическую сущность, психотерапевтическую направленность на поддержку личности, помощь ей. Они строятся на идеях всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистической веры в его творческие силы, отвергают принуждение. технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. Субъект - ученик, педагог. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. Субъект - ученик, педагог. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в сферах его жизнедеятельности. Субъект - ученик. Осуществляя выбор, ребёнок идёт к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в сферах его жизнедеятельности. Субъект - ученик. Осуществляя выбор, ребёнок идёт к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. эзотерические технологии основаны на учении о подсознательном знании - истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В этой технологии сам ученик становится центром информационного взаимодействия со вселенной.эзотерические технологии основаны на учении о подсознательном знании - истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В этой технологии сам ученик становится центром информационного взаимодействия со вселенной.

Принципы личностно- ориентированного обучения принцип самоактуальности;принцип самоактуальности; принцип индивидуальности;принцип индивидуальности; принцип субъектности;принцип субъектности; принцип выбора;принцип выбора; принцип творчества и успеха;принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки.принцип веры, доверия и поддержки.

Требования к разработке дидактического обеспечения учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения; в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых заданий;в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых заданий; активное стимулирование ученика, обеспечение ему возможности самоконтроля, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;активное стимулирование ученика, обеспечение ему возможности самоконтроля, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

Требования к разработке дидактического обеспечения необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии; необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процессе учения;необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процессе учения; образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Образовательная среда предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий ;предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий ; использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий;использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий; создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы;постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы;

Профессиональные позиции личностно-ориентированного урока Опора на субъектный опытОпора на субъектный опыт Знание психофизических особенностейЗнание психофизических особенностей В роли равноправных партнёровВ роли равноправных партнёров Личностно-ориентированный урок изменяет:Личностно-ориентированный урок изменяет: Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству); Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству); ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения; позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу; характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

п/п Традиционный урок Личностно-ориентированный урок 1 Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта 2 Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3 Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4 Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком 5 Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6 Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7 Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8 Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

План личностно- ориентированного урока определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение; планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы); выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).

Планирование характера общения использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учётом конкретных целей урока;использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учётом конкретных целей урока; проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учётом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.);проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учётом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.); использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс";использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс"; предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.

Планирование результативности урока обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности; анализ результатов групповой и индивидуальной работы;анализ результатов групповой и индивидуальной работы; внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результатувнимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату

Рекомендации использовать учителем разнообразные формы и методы организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;использовать учителем разнообразные формы и методы организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; Стимулировать учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;Стимулировать учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрять стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи). анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;поощрять стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи). анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные; применять задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);применять задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

создать педагогические ситуации общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;создать педагогические ситуации общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; обсуждать с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;обсуждать с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

ПРАВИЛА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫРАБОТАННЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях. Исключить методы наказания, унижающие личность.Исключить методы наказания, унижающие личность. Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей. Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки. Помогать обнаруживать ошибки.Помогать обнаруживать ошибки. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка. Формировать положительную самооценку ребенка.Формировать положительную самооценку ребенка.

Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка. Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью. Жить интересами, переживаниями ребенка.Жить интересами, переживаниями ребенка. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны. Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания. Искренне радоваться каждому успеху ребенка.Искренне радоваться каждому успеху ребенка. Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения. Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть. Учитывать состояние и настроение ребенка.Учитывать состояние и настроение ребенка.

Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу. Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии. Получать удовольствие от общения с детьми.Получать удовольствие от общения с детьми. Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали. Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей. Осуждать поступок, но уважать личность.Осуждать поступок, но уважать личность.