Цели применения компьютера для индивидуализации учебного процесса, как средство наглядности учебного процесса (презентации), путь поиска информации из самых широких источников (Интернет), способ моделирования изучаемых процессов или явлений (модели в обучающих программах), организация коллективной и групповой работы (проекты) и др., средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т. д.
Физика наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В моем кабинете физики используются не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором и интерактивная доска. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически очень сложна либо просто невозможна.
Основными аргументами противников виртуальных лабораторий являются следующие предположения: увеличение времени, проведенного за компьютером уменьшение времени общения "ученик – учитель" уменьшение практического навыка работы с реальными приборами необходимость высокого уровня владения компьютером как учеником, так и учителем отсутствие единой независимой платформы и т.д.
Сторонники, напротив, считают, что виртуальные лаборатории позволяют: наиболее полно реализовать индивидуальный подход к обучаемому по принципу "от каждого – по возможности, каждому – по способности" снизить временные затраты учителя как на подготовку к уроку, так и на проверку ученических работ... наиболее полно реализовать программу при обучении дистанционно, заочно, на дому и т.д. демонстрировать во время урока эксперименты, которые невозможно поставить в реальной жизни по тем или иным причинам.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; создавать слайды по данному учебному материалу, используя редакторы презентаций МS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке; осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; работать на уроке с материалами Web-сайтов; разрабатывать тесты, используя готовые программы- оболочки и проводить компьютерное тестирование.
Применяемые ЦОРы
Тестовая оболочка MyTest