Человеко-компьютерное взаимодействие и юзабилити-инженерия: современное состояние в РФ Иван Бурмистров RusCHI.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Терминологические войны Направления и подходы в проектировании интерфейсов Дегтяренко Иван.
Advertisements

Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
Введение в информатику Окладникова О.Л.. Термин «информация» Происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.
ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ ПО ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ (ОПЫТ УКРАИНЫ) Н.Сидоров, Т.Морозова, И.Мендзебровский, ИТ Украины.
Годовой отчёт RusCHI 2005 Иcполнительный совет RusCHI.
ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕСТВИЕ. ЧЕЛОВЕК - КОМПЬЮТЕР 2 Задача Человек Компьютер Решение задачи.
Трудный путь к юзабилити Коноплицкий Павел. БГУ Поддержка.
МАСТЕРСКАЯ-ПРАКТИКУМ ПО ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ Владимир Николаевич Лукин Московский Авиационный Институт Лев.
Выполняли презентацию Абрамова Кира и Искиндирова Динара школы «СОШ» 35.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА МИНЭНЕРГО РОССИИ Федеральное.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Операционные системы. Первое поколение компьютеров (элементная база - электронно-вакуумных лампы) – конец 40-х - начало 50-х годов XX века (1946 г. в.
Прикладная математика и информатика Модель выпускника Создание и использование математических моделей процессов и объектов в управлении Научная.
Профессиональное развитие педагогов в области ИКТ Государственное учреждение «Региональный центр развития образования» Оренбург 2008 год.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
« Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих " Портфолио по профессиональному модулю ПМ 04 Специальность
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Транксрипт:

Человеко-компьютерное взаимодействие и юзабилити-инженерия: современное состояние в РФ Иван Бурмистров RusCHI

Предпосылки возникновения и развития исследований по ЧКВ Раннее использование компьютеров пользователи – компьютерные специалисты выполнение программ в пакетном режиме Эпоха персональных и встроенных компьютеров пользователи – неспециалисты интерактивное выполнение программ Интернет-революция

Человеко-компьютерное взаимодействие (ЧКВ) Human-computer interaction (HCI) Определение: ЧКВ – междисциплинарная область исследований и разработок, ориентированная на дизайн, оценку и реализацию предназначенных для использования человеком интерактивных компьютерных систем и изучение связанных с этим феноменов

ЧКВ и другие дисциплины компьютерная наука (computer science) компьютерная графика человеческий фактор / эргономика когнитивная психология организационная психология этнография социология промышленный дизайн

Предмет ЧКВ Контекст использования компьютеров социальные и организационные аспекты человеческого труда; взаимная адаптация человека и компьютера Характеристики человека переработка информации человеком; языки, коммуникация, взаимодействие; эргономика Пользовательский интерфейс устройства ввода/вывода; организация диалога; компьютерная графика Процесс разработки ПО анализ требований; полевые исследования; концептуальный и детальный дизайн; прототипы; тестирование

Юзабилити Центральная концепция ЧКВ – юзабилити Юзабилити («юзабильность») – свойство, качество программного продукта Пришло на смену «рыхлому» конструкту «дружественность пользователю» (user friendliness) Юзабилити-инженерия (usability engineering)

Определение юзабилити Стандарт ISO Юзабилити – степень эффективности, продуктивности и субъективной удовлетворённости, с которыми продукт может быть использован определёнными пользователями в конкретном контексте использования для достижения заданных целей

Критерии юзабилити Основные эффективность (результативность) – точность и полнота, с которой пользователи достигают своих целей продуктивность (производительность) – затрачиваемые ресурсы, скорость, безошибочность удовлетворённость – отсутствие неудобств и позитивное отношение к продукту Дополнительные скорость обучения скорость восстановления навыков безопасность

Соотношение между ЧКВ и ЮИ ЧКВ – более теоретическая область, ориентированная на выработку общих принципов и методов Юзабилити-инженерия (ЮИ) – более практическая область, ориентированная непосредственно на разработку программных продуктов ЧКВ – научная дисциплина, ЮИ – инженерная дисциплина

Близкие области / «синонимы» человеческий фактор в компьютерных системах (human factors in computing systems) когнитивная эргономика (CE) информационная архитектура (IA) дизайн взаимодействия (IxD) дизайн, центрированный на пользователе (user-centered design, UCD) целе-ориентированный дизайн (goal- oriented/directed design) user experience (UX)

Теоретический базис ЧКВ На первоначальном этапе – когнитивная психология К середине 90-х обозначается кризис Контекстные методы Этнография Теория деятельности

Международные организации и конференции ACM SIGCHI (Special Interest Group on Computer-Human Interaction of the Association for Computer Machinery) CHI, CSCW, IUI, DIS UPA (Usability Professionals Association) UPA Conference IFIP TC13: Human-Computer Interaction Interact

История ЧКВ/юзабилити в РФ 1991 – первый международный семинар – серия ежегодных конференций «East-West Conference on Human-Computer Interaction»; труды EWHCI издаются Springer Verlag 1993 – MosCHI, российское отделение ACM SIGCHI 1996 – западные организаторы отказываются от проведения конференций в РФ на неопределённый срок; MosCHI фактически прекращает свою деятельность

Два периода ЧКВ / юзабилити- движения в РФ «Академический» – «Индустриальный» – с 1997 по настоящее время

Новейшая история: «Индустриальный период» 1997 – создание юзабилити- подразделения Фондовой биржи РТС 1999 – вебсайт и форум usability.ru 2001 – 1-й Юзабилити-семинар 15 семинаров за период – официальная регистрация RusCHI в качестве российского отделения ACM SIGCHI (sigchi.ru) 23 семинара в конференции в рамках Всемирного для юзабилити в

Наука Фрагментарность, маргинальность исследований «Мейнстримные» исследования: Лаборатория психологии труда МГУ: прерывания и ЧКВ (А. Б. Леонова) Лаборатория психологии интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ: психология интернета (А. Е. Войскунский) Лаборатория психологии труда ИП РАН: анализ движений глаз для оценки операторской деятельности (А. Н. Костин) Обнинский институт атомной энергетики: эргономическое обеспечение проектирования и эксплуатации атомных станций (А. Н. Анохин)

Образование Университетские курсы «ЧКВ», «Человеко-машинное взаимодействие», «Разработка пользовательского интерфейса», «Эргономика программных и аппаратных средств»: СПбГУ (Факультет психологии) Новосибирский государственный технический университет (Факультет прикладной математики и информатики) МарГТУ (Факультет информатики и вычислительной техники) МИРЭА Институт эргономики и социально- экономических технологий (Тверь) Академия Натальи Нестеровой (Факультет информационных технологий)

Учебники Акчурин Э. (2008) Человеко-машинное взаимодействие Логунова О. С., Ячиков И. М., Ильина Е. А. (2006) Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика Магазанник В. Д. (2007) Человеко- компьютерное взаимодействие

Сферы занятости юзабилити- специалистов Специализированные компании: Usethics, UIDesign Group и др. Юзабилити-подразделения в компаниях, разрабатывающих ПО Компании, занимающиеся веб- дизайном

Должностные обязанности Определение требований к системе: проведение полевых исследований, анализ деятельности пользователя Концептуальный и детальный дизайн пользовательского интерфейса (ПИ) Разработка и тестирование прототипов на пользователях Юзабилити-тестирование ПИ Экспертная оценка ПИ

Проблемы Крен в сторону практической работы в ущерб научной базе Отсутствие университетской специализации Малое число преподавателей и читаемых учебных курсов Превышение спроса над предложением на рынке труда Отсутствие профессиональных стандартов и сертификации Профанирование специальности

Спасибо за внимание! Контакт: Иван Бурмистров