Эффективность парентерального питания в послеоперационном периоде у детей Капустин С.А., Давыдова А.Г. Запорожский государственный медицинский университет
Актуальность темы Проблема парентерального питания (ПП) и в настоящее время не утратила своего значения, несмотря на возможность проведения сбалансированного энтерального питания, благодаря успехам развития медицинской фармации. Наиболее актуально парентеральное питание в хирургии, где оно является предметом пристального внимания врачей, занимающихся интенсивной терапией, так как без применения нутритивной поддержки не может быть преодолен стресс, вызванный болезнью и операцией. (А.Л. Костюченко, А.В. Канючевский, 1998)
Цель работы: Оценка эффективности парентерального питания (ПП) в послеоперационном периоде у детей, перенесших обширные хирургические вмешательства.
Програм- ма расчета паренте- рального питания
Уровень белка до и после оперативного вмешательства * - р
Уровень белка до и после трансфузии ПСЗ (р>0,05)
Парентеральное питание детям в группе исследования назначалось в сроки от 8 до 48 часов после операции, в среднем через 23,25 ± 16,18 часа. В первые сутки дети получали ПП по методу гипералиментации (глюкоза и растворы аминокислот), затем – по скандинавской схеме (с использованием для внутривенного вливания аминокислот, глюкозы и жировых эмульсий).
Динамика уровня белка в послеоперационном периоде (* - р
Динамика уровня белка до операции и в раннем п/о периоде * - р
Инсулин при ПП В протоколе парентерального питания новорожденных МЗ России (Мостовой А.В., 2011) введение инсулина рекомендовано только как средство коррекции гипергликемии (более 10 ммоль/л). Д.м.н. А.Ю. Котаев (2004 г.) для взрослых рекомендует введение глюкозы с добавлением инсулина (1 ЕД инсулина на 3–4 г сухого вещества глюкозы) при 30% концентрации ее раствора.
Инсулин при ПП Также встречались рекомендации о том, что у взрослых начальная концентрация простого инсулина берется, как правило, 5-10 ЕД/л при концентрации глюкозы в растворе для питания 25%, при условии исходной нормогликемии. В.В. Никода с соавт. (2008г., Москва) утверждают, что у больных с нормальной толерантностью к глюкозе, а также соблюдением скорости введения ее растворов инсулинотерапия при ПП не требуется.
В нашем исследовании при применении ПП без добавления инсулина (при соблюдении коэффициента утилизации глюкозы не более 0,5 г/кг/ч) гипергликемии не отмечалось ни у одного пациента (4,25±1,8 ммоль/л). При применении ПП с инсулином у детей до 1 года в 100% случаев регистрировалась гипогликемия, ликвидирующаяся после его отмены. Нами не зарегистрировано ни одного случая глюкозурии в период применения ПП.
При применении ПП отмечалось снижение уровня креатинина сыворотки крови в среднем с 88,86±28,58 до 70,78±27,64 и отсутствие прироста уровня мочевины по сравнению с таковыми на момент начала ПП, что указывает на корректный темп введения нутриентов и, как следствие, улучшение анаболических и пластических процессов в организме пациента. В группе исследования было отмечено более раннее (27,9±21,7 ч) появление устойчивой перистальтики кишечника по сравнению с контрольной группой (38,85±23,2 ч).
ВЫВОДЫ Применение ПП в ранние сроки после оперативного вмешательства положительно влияет на метаболические и пластические процессы в организме пациента, о чем свидетельствует достоверный прирост уровня белка плазмы, а также способствует более раннему восстановлению функций кишечника. Использование инсулина в составе ПП у пациентов в педиатрической практике не представляется целесообразным, особенно у детей до 1 года.
ВЫВОДЫ Применение ПП у детей с хирургической патологией безопасно, при условии соблюдения корректной скорости введения нутриентов, а также правильном расчете индивидуальной схемы ПП. Трансфузия свежезамороженной плазмы не приводит к достоверному приросту общего белка плазмы крови. У детей в раннем послеоперационном периоде, исключающем энтеральное питание, достижение исходного (до операции) уровня общего белка без применения ПП в схеме лечения не представляется возможным.
Благодарю за внимание!