Цель проектного метода в ОУ Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития деятельности детей.
Структура проекта Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени (фаза проектирования, концептуальная стадия и стадия моделирования). 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы). К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, родителям) В каких источниках можно найти информацию. Какие предметы можно использовать (принадлежности, оборудование). С какими предметами научиться работать для достижения цели. Выполнение проекта – практическая часть (технологическая фаза, стадия реализации модели системы). 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Классификация проектов: По составу участников; По целевой установке; По тематике; По срокам реализации.
Типы проектов 1.Исследовательско – творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна 2.Ролево – игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы 3.Информационно – практико – ориентированнный - дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.) 4.Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна.
Продолжительность проекта: 1. Кратко – срочный: Одно или несколько занятий. 1-2 недели – месяц. 2. Проект средней продолжительности: 2 – 4месяца 3. Долгосрочный: Учебный год
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенность проектной деятельности. Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребёнка. Алгоритм действий взрослых и детей строится с учётом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
Алгоритм действий взрослых и детей при реализации проекта. ШагиСодержание ПервыйПостановка детей в определённые условия; выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей или обеих сторон. ВторойСамостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. ТретийПланирование деятельности детьми при возможности участии взрослого как партнёра; определение средств реализации проекта ЧетвёртыйВыполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договорённости; взаимообучение, помощь друг другу. ПятыйОбсуждение результата: хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач ШестойСовместное определение перспективы развития опыта
Методические рекомендации по составлению плана проекта. Этапы разработки и проведение проекта. Поставить цель исходя из интересов и потребностей детей; Вовлечь учащихся в решении проблемы(обозначение цели); Наметить план движения к цели (поддерживание интересов детей ); Обсудить план; Обратиться за рекомендациями к взрослым (творческий поиск); Собрать информацию, материал; Провести занятия, игры, наблюдения, экскурсии – все мероприятия основной части проекта; Дать домашнее задание; Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения); Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН); составление книги, альбома.
Работа над проектом. Распределение деятельности педагога и детей. Этапы проекта Деятельность педагогаДеятельность детей 1 этап1.Формирует проблему, цель, определяет продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную информацию) 3. Формирует задачи. 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3.Прнятие задачи. 4. Дополнение задача проекта. 2 этап1.Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. 1.Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение ролей 3 этап1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2.Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических ЗУН, 4 этап1. Подготовка к презентации проекта. 2. Презентация 1. Продукт деятельности готовят к презентации. 2.представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Особенности работы с детьми в условиях проекта. 1.Глубоко изучить тематику проекта. 2. при составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества. 12 заключительный этап проекта следует тщательно проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия.
Методические рекомендации по подготовке к презентации проекта. При подготовке к презентации проекта выступление необходимо построить следующим образом. Кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке вопроса и решении задачи проекта. Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта. Продемонстрировать найденное решение. Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом. Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение. Речь должна быть чёткой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.